РАЗНЫЕ ВЕРСИИ ПРИЧИН РЕВИЗИИ МОЕЙ ВЕРЫ Александр Степанов

РАЗНЫЕ ВЕРСИИ ПРИЧИН РЕВИЗИИ МОЕЙ ВЕРЫ Александр Степанов


РАЗНЫЕ ВЕРСИИ ПРИЧИН РЕВИЗИИ МОЕЙ ВЕРЫ Александр Степанов

Благодать и мир моим дорогим друзьям и единоверцам!

Сегодня снова (как бы не в пятнадцатый раз) я услышал популярные версии ревизии моей веры. К моему сожалению представители нашего высокого священства вместо того, чтобы предлагать людям ответы на обозначенные мною в «Гарантиях Креста…» пробелы нашей конфессиональной теологии, продолжают высказывать причудливые теории о том, каким образом я мог прийти к нынешним моим христианским убеждениям.

Нового ничего я действительно не услышал, так как с самого начала моего диалога с администраторами и членами высоких комитетов некоторые из моих собеседников настаивали на том, что мои сложности никак не связаны с вопросами теологии, но у ревизии моей веры есть иные (не богословские) причины. И здесь звучали самые разные фантазии от кризиса среднего возраста до обид и патологий… Жаль, что вполне здравым людям кажется, что евангельские взгляды, которые я исповедаю ныне, не могли появиться у меня в результате исследования Священного Писания.

Печалюсь я отчасти о том, что не только архиерейское сословие, но и многие рядовые верующие нашего движения на полном серьёзе думают о том, что наши исключительные конфессиональные взгляды так доказаны и настолько защищены, что «на трезвую голову» от них никак невозможно отказаться… Итак, театр абсурда замыкается преимущественно на двух версиях переосмысления мною адвентистской традиции.

Первая проста, она заключается в сосудистых изменениях моего головного мозга по причине наличия у меня грыж в шейном отделе позвоночника. Мне нечего на это сказать, так как я действительно страдаю нарушением гемодинамики и испытываю значительную гипоксию левого полушария мозга. Однако чистосердечно свидетельствую читателю о том, что если бы я был здоров, и для обретения моих нынешних взглядов на Благодать Бога и науку спасения мне понадобилась бы моя нынешняя патология, ради этого я заболел бы с превеликим и пламенным удовольствием… Если для того, чтобы лучше понимать любовь Бога мне понадобятся новые болезни, уверяю читателей, я приму их с христианской радостью…

Вторая из муссируемых отцами версий ревизии моей веры заключается в их фантазии о том, что возможно на каком-нибудь межконфессиональном собрании я «хапнул» (цитирую одного из начальствующих братьев) какого-нибудь духа и из-за этого теперь не могу по-адвентистски понимать Библию… На этот счёт я хотел бы сказать больше, так как эта гипотеза касается не только меня, но и немалой группы евангельских христиан.

Речь идёт конечно же о харизматической ветви христианства, с представителями которой (как и с другими) я регулярно встречался и в богослужениях которых участвовал по долгу своей ответственности, ибо на протяжении многих лет я отвечал за Отдел общественных связей и религиозной свободы нашего Объединения.
На протяжении последних лет семи я храню убеждённость в том, что взаимная открытость и дружеские отношения с христианами других конфессий – есть проявление качеств, по определению присущих обращённому христианскому сердцу. Однако многих моих единоверцев такой мой взгляд крайне настораживает, вплоть до вышеназванной мистической подозрительности на тему моего возможного «заражения» нечистыми духами. Тема эта неоднократно поднималась и на многочасовых заседаниях комитетов, где «изучались» мои взгляды, так что меня торжественно допрашивали о том, молился ли я когда-нибудь с «пятидесятниками» или о них, молюсь ли я на «иных языках»?

Конечно же я многократно молился с христианами веры евангельской («пятидесятниками»), молился я и о них, иногда поднимал свои пасторские руки над их многолюдными собраниями. Однако дара экстатической глоссолалии (молитвы «иными языками») я не имею, молюсь только на своём родном русском языке, о чём я и сообщил на упомянутом комитете. Один из допрашивающих меня святых на это сказал примерно следующее: «сатана ведь не дурак, чтобы наделять адвентистского пастора таким даром, но это не означает, что ты не получил «иного» духа». Я же назвал все подобные гипотезы средневековым мракобесием, порождённым теологическим бессилием моих оппонентов.

Весной 2014-го года я (опять же по долгу службы) вынужден был заступиться за одну из общин нашего Объединения, так как она подвергалась определённому административному воздействию из-за своей открытости к верующим иных конфессий, включая христиан харизматического направления. Ныне я хотел бы воспроизвести некоторые из тезисов, направленных мною тогда в адрес этой общины. По крайней мере они имеют прямое отношение к вышеназванной гипотезе моего переосмысления конфессиональных взглядов.
Итак, оправданы ли наши конспиративные страхи в отношении общения с христианами харизматических движений? Бог ли наделяет нас фобиями вроде того: «А вдруг, когда я расслаблюсь во время беседы с ними или на их богослужениях, дьявол незаметно введёт меня в заблуждение или «заразит» нечистым духом?»

Лично я очень хотел бы развеять все эти страхи и все порядком надоевшие взаимные предубеждения самых разных христиан, а потому и хочу обратить внимание читателей на то, что все (а не некоторые) верующие люди являются объектом нападок сатаны, и НЕТ ТАКИХ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ, КОТОРЫЕ НЕБЕСНЫЙ ОТЕЦ ОТДАЛ БЫ САТАНЕ.

Когда мы искушены обвинить какую-нибудь Церковь в том, что у её прихожан не тот дух, давайте помнить, что подобные слова Христос адресовал Своим ученикам, однако и после этого они оставались Его учениками и апостолами. Говоря: «не знаете, какого вы духа» (Лк.9:55), Спаситель обличил Своих последователей не за открытость к самарянскому вероисповеданию и не за слишком эмоциональное поклонение, но за религиозный антагонизм и ксенофобию.
Давайте не забудем также и о том, что сатана присутствовал даже на прощальной Вечере Иисуса Христа. Напомню читателю библейский текст об этом: ***Ин.13:26,27 «…И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска ВОШЁЛ В НЕГО САТАНА…». Это говорит о том, что даже физическое присутствие Христа на этом богослужении не удалило падшего ангела из собрания верующих!
Правда в том, что дьявол всегда стремится надругаться над искренней верой Божьих детей, какой бы конфессии они ни принадлежали. Для одних он находит интеллектуальные уловки, провоцируя проявление нравственной или богословской заносчивости, других улавливает в сеть эмоциональной бесконтрольности. Такие фрагменты Библии, как Книга Иова, позволяют нам принять к сведению, что Бог не всегда и не полностью ограничивает доступ сатаны в жизнь верующих.

Касательно проявлений, так называемой, экстатической глоссолалии в пятидесятнических и харизматических движениях, стоит сделать ПЯТЬ ВАЖНЫХ РЕМАРОК.

 

 

Во-первых, открыто сообщаю читателю, что и меня, как адвентиста седьмого дня, весьма настораживают все экстатические проявления в практике харизматических движений. Мне не раз с просьбой прокомментировать присылали примеры разного неистовства, которыми полна сеть YouTube… Многое комментировать непросто…

Общаясь с верующими этих конфессий, я всегда говорю о том, что для моей веры их особенные проявления не выглядят оправданными для личного применения и по-прежнему нуждаются в изучении. Слава Богу, эти люди вполне чутки к моей осторожности, и когда я посещаю собрания и торжества, в которых участвуют более полутора десятка «языкомолящихся» Церквей, по нашему взаимному согласию, они не используют этих метафизических явлений.

При всей сложности формы поклонения Богу в этих Церквях, я от всей души рад сообщить читателям о том, что сотни знакомых мне людей из этих конфессий известны мне как порядочные, честные и добрые христиане. Не раз я был свидетелем их отзывчивости на разные (включая наши) нужды и видел их искреннюю любовь к Богу. Являясь свидетелем их молитв к Господу, я не могу поверить в то, что наш Небесный Отец мог пренебречь столькими любящими Христа людьми только потому, что их взгляды не помещаются в канонические представления традиционного христианства.

Во-вторых, я считаю себя обязанным засвидетельствовать читателю о том, что за срок в более двадцати лет моего пасторского служения я никогда не встречал ни одного официального заявления нашей Церкви на тему «молитвы на иных языках». Об этом только шушукаются в кулуарах, и иногда появляются чьи-то авторские брошюры с изложением чьего-то личного мнения…

Многие помнят о том, что в первом томе Свидетельств для Церкви сообщается, что в раннем Адвентизме в общинах восточных штатов США вместе с разного рода фанатизмом проявлялось нечто схожее с глоссолалией, что Е.Уайт назвала странным словом «тарабарщина». Кстати, этим же словом переводится и то, как она называла многоголосие в музыке (см. Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 146). Всё же эти цитаты не позволили нашей Церкви сделать официальное заявление на обозначенный здесь предмет. Может и потому, что в случае такого заявления со ссылкой на упомянутые цитаты именно Адвентизм будет объявлен колыбелью дара «молитвы на иных языках», ибо упомянутая «тарабарщина» происходила в нашем движении за пятьдесят лет до пробуждения на Азуза-стрит в Лос-Анжелесе (условная точка рождения «пятидесятничества»).

В 2010-ом году издательство «Источник жизни» выпустило подготовленный Генеральной Конференцией сборник всех официальных заявлений, рекомендаций и других документов Церкви Адвентистов Седьмого Дня. На 372-х страницах этой мощной книги расположены 55 официальных заявлений, 10 официальных рекомендаций и 16 других официальных документов Генеральной Конференции нашей всемирной Церкви.

Необходимо выразить глубокое уважение к широте спектра серьёзных вопросов, о которых Церковь официально высказалась. Здесь и о насилии в семьях; и о СПИДе; и о регулировании рождаемости; и о сотворении мира; и об угрозе изменения климата; и об азартных играх; и о бедности; и о клонировании; и о гомосексуализме; и о Священном Писании… Кризис в Косово, расизм, отношение к Римо-Католической Церкви, грамотность, табак, алкоголь, инфекции, отношение к Духу Пророчества, прозелитизм, пожертвования, богословская свобода, отношение к музыке, генетическое вмешательство, соблюдение субботы, взаимоотношения с другими христианскими Церквями и т.д. и т.п.

Книга находится в свободном распространении, все пасторы не только имеют её, но и по мере необходимости обязаны осведомлять верующих в наших общинах о содержании этих документов. Вы можете лично проверить и убедиться в том, что у нашей Церкви нет официального мнения о проявлении экстатической глоссолалии в практике упомянутых выше конфессий. По этой причине, все безответственные высказывания в стиле: «У ВАС (или У НИХ) САТАНИНСКИЙ ДУХ» – по меньшей мере бестактны, а по большому счёту являются оскорблением религиозных чувств верующих.

В-третьих, необычность феноменального явления глоссолалии на протяжении более ста лет подвергалась многократным попыткам библейского анализа как со стороны Католичества и Православия, так и со стороны консервативного Протестантизма. По сей день вопрос о том, какой дух стоит за молитвами на незнакомом языке, остаётся открытым для изучения со стороны систематического богословия.

Думаю, что именно поэтому наша Церковь воздержалась от официальных высказываний на эту тему. Всё же, ради христианской честности, мы должны признать, что не на все детали в данном вопросе мы имеем удовлетворительные ответы. Например, утверждая, что дар Пятидесятницы якобы касался только известных языков и наречий, на которых говорили иудеи рассеяния, мы предпочитаем обойти целый ряд высказываний святого апостола Павла.

Разве не написано ясно: ***1Кор.14:2 «Ибо КТО ГОВОРИТ НА НЕЗНАКОМОМ ЯЗЫКЕ, ТОТ ГОВОРИТ НЕ ЛЮДЯМ, А БОГУ; потому что НИКТО НЕ ПОНИМАЕТ ЕГО, он ТАЙНЫ ГОВОРИТ ДУХОМ». Взгляните на этот текст в современном переводе Библии РБО-2011: «Тот, КТО ГОВОРИТ НА НЕВЕДОМОМ ЯЗЫКЕ, ОБРАЩАЕТСЯ НЕ К ЛЮДЯМ, А К БОГУ. Ведь когда он СИЛОЙ ДУХА ИЗРЕКАЕТ ТАИНСТВЕННОЕ, его никто не понимает».

Очевидно, что апостол говорит не о языках существующих народов, но о языке таинственном. Более того, говоря о превосходстве дара пророчества над даром языков, Павел ясно указывает, что верующим надо молиться и об истолковании языков. То есть, дар языков в то время проявлялся и без истолкователей, что выглядело несколько беспорядочно. Очевидно, что явление, сопровождавшее христиан первого столетия, не может быть выдано только за дар говорения на наречиях, на которых в то время говорили представители иудаизма из разных национальностей.

Примите как есть без всяких споров следующие фразы великого апостола язычников о даре «молитвы на ином языке»: ***Библия РБО-2011, 1Кор.14:13-15 «Вот почему тот, КТО ГОВОРИТ НА ЯЗЫКАХ, ДОЛЖЕН МОЛИТЬСЯ О ДАРЕ ИХ ИСТОЛКОВАНИЯ. Ведь если Я МОЛЮСЬ НА ТАКОМ ЯЗЫКЕ, ДУХ ВО МНЕ МОЛИТСЯ, но РАЗУМ МОЙ НЕ УЧАСТВУЕТ в этом. Как же быть? БУДУ МОЛИТЬСЯ ТАК, КАК ПОБУЖДАЕТ ДУХ, НО БУДУ МОЛИТЬСЯ И РАЗУМОМ! Буду воспевать Бога духом, но буду воспевать Его и разумом!»

***Библия РБО-2011, 1Кор.14:27,28 «Если есть говорящие на языках, пусть говорят два человека, от силы три, причем по очереди, а один пусть истолковывает. А если нет никого, кто мог бы истолковать, то ПУСТЬ ГОВОРЯЩИЙ НА ЯЗЫКАХ В СОБРАНИИ МОЛЧИТ, А ГОВОРИТ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ БОГА».

Если к этому добавить упоминание Павлом в 1Кор.13:1 «языков ангельских», на которых, оказывается, могут говорить верующие, а также сообщение Луки о том, что верующие в день Пятидесятницы не были похожи на филологов из Академии иностранных языков, но выглядели напившимися «сладкого вина» (Деян.2:13), так что Петру пришлось доказывать обществу, что они не пьяные, потому что ещё только утро (см. ст.15), картина явно не помещается в рамки наших представлений о даре языков.

Так что стоит, и очень стоит, сподобиться христианского смирения и признать, что для нас феномен глоссолалии по сей день остаётся не до конца изученным. Мы можем признать, что явление это не помещается в нашу адвентистскую субкультуру, но утверждать, что шестьсот миллионов христиан веры евангельской одержимы сатанинскими духами весьма самоуверенно, субъективно и невежественно. Особенно нелепым и поверхностным выглядит такое обвинение тогда, когда звучит из уст людей, даже не потрудившихся познакомиться с историей пятидесятнического движения.

Если быть до конца честными, мы должны бы признать, что в наших общинах можно встретить поспешные суждения не только в отношении явлений метафизических. Например, я лично свидетельствую, что не раз встречал осуждение практики молитвы с поднятыми руками, дескать, это что ещё за «харизматия»? А разве мы не читали: ***1Тим.2:8 «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, ВОЗДЕВАЯ ЧИСТЫЕ РУКИ без гнева и сомнения».

Или вот ещё красивый текст: ***Пс.27:2 «Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда ПОДНИМАЮ РУКИ МОИ К СВЯТОМУ ХРАМУ ТВОЕМУ». Если учесть, что мы чаще других говорим о храме на Небесах, то поднятие рук во время молитвы никак не должно бы нас смущать.

Я согласен, что наши друзья «харизматы» немало шумят на богослужениях и даже хлопают в ладоши, адресуя аплодисменты Господу. Вероятно, это не очень хорошо вписывается в славянскую культуру, но разве не написано в Священном Писании: ***Библия РБО-2011, Пс.46:2 «Все народы! РУКОПЛЕЩИТЕ и КРИКАМИ РАДОСТИ Бога славьте!».

В-четвёртых, я хотел бы обратить внимание читателей на единственный ясный критерий, оставленный Библией для того, чтобы испытывать духов на предмет того, от Бога ли они? Об этом критерии написано у Иоанна. ***1Ин.4:1-3 «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но ИСПЫТЫВАЙТЕ ДУХОВ, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, ПРИШЕДШЕГО ВО ПЛОТИ, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире».

Уверяю читателей в том, что в отличие от ереси докетизма, которая утверждала, что плоть Христа была лишь мнимой, все харизматические и пятидесятнические движения вместе со всеми прочими христианами исповедуют доктрины Никео-Цареградского символа веры. Так же, как и мы, они верят в то, что Иисус был действительно воплощён, а поэтому их взгляды полностью соответствуют критерию, предписанному апостолом Иоанном для распознания духовных проявлений от Бога.
Другой, традиционно используемый всеми христианами, критерий опирается на плод Духа. ***Мф.7:16 «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?». Плодом Божьего Духа в Священном Писании называются проявления качеств христианского характера. Павел перечисляет их в следующем порядке: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23). Опять же я обязан заверить читателей в том, что в проявлении качеств христианского характера верующие из харизматических и пятидесятнических деноминаций никак не отстают от верующих адвентистской или других Церквей.

В-пятых, я хотел бы предложить нечто, что, наверняка, не всем понравится, как не понравилось и тем, кто меня допрашивал на обозначенную тему. Предположим или на минутку допустим, что кто-то среди нас всё же продолжает настаивать на том, что адвентисты не должны общаться с христианами из харизматических и пятидесятнических деноминаций по причине их предполагаемой одержимости нечистыми духами… Скажите, пожалуйста, а где в Священном Писании дана рекомендация дистанцироваться от людей, одержимых нечистыми духами? Как нам известно, ни Христос, ни апостолы, ни первые христиане не избегали таких людей. Разве не Сам Спаситель сказал нам: ***Мк.16:17 «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим БУДУТ ИЗГОНЯТЬ БЕСОВ; будут ГОВОРИТЬ НОВЫМИ ЯЗЫКАМИ».

Простите за бесцеремонное предложение к тем, кто так скор на обвинительные заключения в отношении НОВЫХ языков и безапелляционно настаивает на одержимости бесами христиан веры евангельской… Почему бы в таком случае этим «распознавателям духов» ни заручиться Божьей поддержкой и ни изгнать предполагаемых бесов из этих верующих? Кто, как ни представители ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ, могут помочь бедным «пятидесятникам» освободиться от одержимости? Или эти специалисты из тех «врачей», которые горазды только диагнозы ставить, а исцелить не способны? В таком случае стоит и с диагнозами повременить и поостеречься…

И последнее, что я хотел написать на эту тему… Простите за фрагмент истории с некоторым эмоциональным окрасом. После более чем двухсотлетних попыток систематизировать борьбу Церкви против колдовства, пятого декабря 1484 года Папа Римский Иннокентий-VIII издал буллу под названием «Summis desiderantes affectibus» («Всеми силами души»), ставшую причиной несметного количества процессов инквизиции против так называемых ведьм. По средним подсчётам «охота на ведьм» за три столетия унесла жизни порядка 5 000 000 женщин (цифра по Дэну Брауну). На мой взгляд, это одна из самых тёмных страниц истории христианства.

Как небольшую иллюстрацию масштабов этой охоты напомню читателям события, развернувшиеся в 1669-ом году в шведском округе Далекарлии. Там у детей появилась какая-то болезнь, сопровождавшаяся обмороками и бредом. Взволновался весь округ и со всех сторон стали требовать строгого следствия. Была создана специальная комиссия, подвергшая допросу около 300 детей. В результате, после применения пытки, 84 взрослых и 15 детей были сожжены на кострах, ещё 128 детей еженедельно у церковных дверей подлежали наказанию плетьми, а 20 самых маленьких детей были подвергнуты троекратной порке в течение одного дня.

Впрочем, Швеция не была единственной страной, где дети стали жертвами этого безумия. За десять лет до этого, в 1659-ом году в германском городе Бамберге по обвинению в «дьявольском искусстве» были сожжены 22 девочки в возрасте от 7 до 10 лет.

Исторически достоверно, что специалистов обвинения на подобных процессах было ничтожное количество, методы обвинения были построены в основном на извращённых фантазиях дикого правоверного невежества. Однако всюду в Европе горели костры! Просто потому, что подавляющее число христиан молча соглашались с обвинительными вердиктами, не утруждая себя вопросом: «А действительно ли это так?».

Наша цивилизация шагнула несколько вперёд. Но, поверьте пожалуйста, если бы сегодня возвратились законы того времени, и светская власть была бы столь же внимательна к голосу Церкви (допустим, адвентистской), отдельных неофициальных высказываний представителей этой Церкви об одержимости бесами какой-то группы христиан было бы достаточно, чтобы запылали новые костры. Это я к тому, что все наши умозаключения и высказывания в отношении веры других людей должны быть предельно взвешенными и ответственными.
Соответственную взвешенность суждений и правдивость мне приятно будет видеть и от тех, кто рассуждает на предмет ревизии моей веры… Хранит нас Бог, и да избавит от теорий тёмного мракобесия!

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: