ИЗМЕНЯЮЩЕЕСЯ ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ

ИЗМЕНЯЮЩЕЕСЯ ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ


#толкование_библии #протестанты_и_библия #сола_скриптура

 

ИЗМЕНЯЮЩЕЕСЯ ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ

 

В 1620 г. выдающийся пуританский богослов Джон Робинсон проповедовал тем, кто собирался отправиться в Новый Свет на борту корабля «Мейфлауэр». В своей яркой проповеди он объяснял, что пилигримы отправляются в путешествие, которое откроет перед ними не только новый мир, но и новое понимание истины. Они будут духовными и богословскими первопроходцами, не только изучающими земли Нового Света, но и делающими новые открытия в Библии, ведь они будут насаждать Царство Божье. Одна из фраз, сказанных в этой проповеди, повторяется столетиями: «Я поистине убежден, что Господь будет извлекать и новую истину из Своего святого Слова».

 

Слова Робинсона можно назвать удачным описанием всего протестантского подхода к изучению Библии. Некоторые утверждали, что эта задача уже выполнена и цель достигнута. Теперь, по их мнению, задача протестантизма заключается в том, чтобы просто повторять мысли и поддерживать ценности таких авторитетных фигур, как Лютер и Кальвин. Но по мнению большинства, такой аргумент чужд самому духу протестантизма. Быть протестантом означает отправиться в интеллектуальное и духовное паломничество, которое не окончится никогда. Каждый новый контекст, каждое поколение, каждый новый вызов, брошенный общине верующих, побуждают ее перечитывать Библию и пытаться понять, может ли она сказать в этой ситуации то, чего не говорила в других. Робинсон считал, что никто из людей никогда не постигнет всей глубины Писания. При водительстве Святого Духа новые вызовы приводят к новым открытиям, прежде всего в том, что касается церковных структур и управления. То, что могло быть правильным в одной ситуации или для одной эпохи, не обязательно будет верным в другой.

 

Протестантское первородство — это способность к адаптации. В данном аспекте протестантизм являет полную противоположность католицизму и православию. Впрочем, в этих направлениях христианства бездумное повторение того, в чем не сомневались вчера, тоже считается неадекватным и предпочтение отдается идее «живого предания», которое способно к определенному развитию. И в католицизме, и в православии подчеркивается гибкость доктринальных и институционных форм. Известный католический апологет Жак-Бенинь Боссюэ (1627-1704) утверждал, что католическое хранилище веры — вчера и сегодня и вовеки то же. Протестантские новшества и еретические отклонения — религиозные категории, которые Бос- сюэ в своих суждения предпочитал игнорировать, — нетрудно определить именно потому, что они подразумевают изменения4. Джон Генри Ньюмен не сомневался в том, что каждое поколение может черпать из католического предания новые идеи, но его суть остается неизменной.

 

Протестантизм же с самого начала связывал свою идентичность с методом, а не с результатом, — с тем способом, которым будут генерироваться и упорядочиваться идеи, а не с какой-то конкретной совокупностью идей, полученной этим способом. Протестантский принцип, требовавший основывать доктринальные и этические суждения на Библии и подвергать их постоянному пересмотру, сразу же вызвал разногласия. Лютер и Кальвин утверждали, что этот метод, с одной стороны, приводит к новому открытию фундаментальных истин христианской веры, а с другой — к реформации сфер, в которых средневековая церковь уклонилась от истины, потому что пренебрегала Писанием. Эти доктринальные результаты были выражены в форме «исповеданий веры», которые понимались как локальные, временные и подверженные необходимым изменениям; в этом было их отличие от универсальных, окончательных формулировок, содержащихся в христианских символах веры.

 

Радикальные протестантские критики Лютера и Кальвина считали такой подход к чтению Библии непоследовательным. Более радикальное, то есть более последовательное, прочтение текста приводило к скептицизму в отношении традиционных доктрин, таких как учение о Триединстве, а также в отношении последних новшеств, таких как учение Лютера об оправдании только верой. По мнению таких критиков, у нее отсутствовало библейское основание. Но в конце концов подобные дебаты оказывались полезными, так как поощряли богословскую бдительность и предотвращали преждевременное окончание важных дискуссий.

 

Это привело к трем важным результатам. Во-первых, разные способы толкования Библии стали характерными для различных протестантских традиций, представители которых ощущали необходимость защищать свои толкования. Поэтому можно говорить о лютеранской традиции толкования Павловой доктрины оправдания или о реформатской традиции толкования Божьего Царства. Во-вторых, эти дискуссии со временем приводили к изменению характера интерпретаций, так как их постоянное изучение означало пересмотр изначальных суждений основателей протестантизма. В-третьих, это привело к появлению разных подходов к толкованию Библии внутри конкретных протестантских групп, поэтому и возник сложный вопрос о допустимых пределах этого разнообразия. Где та грань, за которой оно переходит в отклонения, после чего исключенные приверженцы отвергнутых толкований создают новые группы, способствуя дальнейшей фрагментации протестантизма?

 

При рассмотрении этих сложных вопросов важно отметить, что толкование Библии частично является социально конструируемой деятельностью, которая основывается на унаследованных допущениях, определяющих, что «естественно» и «очевидно» в том или ином сообществе. Человек вырастает в одном из таких интерпретационных сообществ, и в ходе комплексного процесса социализации усваивает ценности и приемы этого сообщества5. Суждения о том, какое чтение библейского отрывка является «естественным», основывается частично (но не исключительно) на консенсусе в сообществе; при этом часто предполагается, что знакомое и традиционное — эквивалент очевидно правильного. Богословская идея «естественного значения Писания», имеющая немало общего со своим кузеном «здравым смыслом», является коллективной концепцией, которая формируется частично под влиянием исторических обстоятельств, а поддерживается и освящается посредством постоянного повторения и применения6.

 

По мере развития истории и опыта общины, традиционные способы чтения Писания пересматриваются в свете новых вызовов, опыта и встреч — например, становления капиталистической экономики, открытия новых географических регионов, где никогда не проповедовалось христианское Евангелие, духовного опыта, который представляется повторением того, что описано в Новом Завете. Для протестантов все эти факторы могут поощрять изучение Библии и влиять на результат этого изучения.

 

Даже самые краткие описания протестантского толкования Библии, практиковавшегося на протяжении первых пятисот лет движения, показывают меняющееся понимание того, что говорит Библия и как следует ее читать; эти изменения имеют непосредственное отношение к идентичности движения. Если протестантизм определяется совокупностью конкретных толкований Библии, то оказывается, что ему изначально был присущ плюрализм форм и что со времени своего возникновения он претерпел значительные перемены.

 

Можно привести четыре примера того, как в протестантизме менялось понимание Библии. В каждом случае устоявшиеся толкования предыдущих поколений подвергались серьезным преобразованиям, когда взгляды толкователей менялись на противоположные.

 

  1. Позволительно ли заниматься ростовщичеством? В раннем периоде протестантизма все толкователи считали, что выдавать кредиты под проценты нельзя. Они исходили из того, что ветхозаветная заповедь, запрещающая эту практику, не содержит никаких оговорок. Но творческий и в высшей степени оригинальный аргумент Кальвина, сформулированный в 1545 г., сводился к тому, что на это конкретное библейское повеление можно закрыть глаза, чтобы исполнить более важные фундаментальные библейские принципы. Этот аргумент положил начало новому мышлению, окончательно принять которое протестантизм смог лишь через сто лет. Но сегодня одалживание денег под проценты стало настолько обычным явлением, что большинство современных протестантов были бы удивлены, узнав, что думали об этом их предшественники.

 

  1. Должны ли христиане заниматься евангелизацией? В XVI в. большинство толкователей считали, что евангельское повеление «…научите все народы…» (Мф. 28:19) было дано апостолам, а не христианам следующих поколений. И только в конце XVIII в. эту точку зрения удалось оспорить, во многом благодаря той роли, которую сыграли миссионерские общества в Англии. К концу XIX в. для большинства протестантов значение этого отрывка было очевидным: в нем видели ясный призыв к тому, чтобы заниматься евангелизацией и поддерживать работу миссий.

 

  1. Будет ли в конце времен Тысячелетнее царство? Представление о том, что непосредственно перед концом истории настанет тысячелетний период, во время которого Христос будет править на земле, было широко распространено в ранней церкви. Такие авторы, как Ириней и Тертуллиан, считали, что таково очевидное значение Откровения 20:2. Но со времен Августина от такого прочтения текста стали отказываться в пользу «амилле- ниалистского» толкования, согласно которому Христос уже сейчас правит с небес. Эти взгляды были присущи традиционному протестантизму до середины XIX в., когда стали появляться многочисленные приверженцы «премиллениалистской» интерпретации текста. Сегодня премиллениализм, принимаемый пятидесятниками и многими другими американскими евангеликами, является самым популярным способом прочтения текста.

 

  1. Происходят ли харизматические явления и сегодня? Все ранние протестанты были согласны в том, что такие явления, как говорение на языках, происходили в ранней церкви, о чем сообщает Новый Завет. И общепринятым было мнение, согласно которому эти феномены завершились вместе с апостольской эрой. Некоторые маргинальные группы иногда высказывали иную точку зрения, но на протяжении первых четырехсот лет в протестантизме безраздельно господствовал «цессационизм». Сегодня это позиция меньшинства. Теперь в протестантизме доминируют пятидесятнические взгляды, согласно которым подобные феномены происходят и в наши дни.

 

Помимо этих значительных изменений в способах библейского толкования за последние пятьсот лет, ведется ряд дискуссий, повторяющих дебаты прошлых лет с некоторым расширением тем. Конечно, самый известный спор издавна ведется о том, как следует толковать слова Иисуса из Назарета, сказанные во время Тайной вечери: «Сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Основные позиции, сформулированные в начальный период Реформации, оспариваются до сих пор; в дебатах принимают участие известные организации и авторитетные личности. Сейчас уже никто из протестантов не может на полном серьезе ожидать, что этот спор закончится. Многие даже считают его неразрешимым. По их мнению, сама тема настолько прочно закрепилась в традициях, составляющих современный протестантизм, что ее невозможно отделить от идентичности и исторических корней этих традиций.

 

Но начались дискуссии и на другие темы, связанные с толкованием Библии. В ходе дебатов вокруг служения женщин и гомосексуализма были сформулированы новые вопросы, а некоторые из старых приобрели новое значение. В этой связи вспоминается яростная полемика, которая велась в американском протестантизме в первой половине XIX в., когда обсуждался вопрос: одобряет ли Библия рабство? Такие дебаты, часто подразумевающие сложные и противоречивые суждения о роли культурных норм в толковании Библии, свидетельствуют о значительных расхождения внутри глобального протестантизма, особенно в вопросах сексуальности.

 

Алистер МакГрат ОПАСНАЯ ИДЕЯ ХРИСТИАНСТВА

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: