НОВЫЕ МОДЕЛИ ЦЕРКВИ

НОВЫЕ МОДЕЛИ ЦЕРКВИ


#церковь #община #церковная_организация #церковь_без_деноминации

НОВЫЕ МОДЕЛИ ЦЕРКВИ

Протестантское понимание природы церкви таково, что идентичность церкви как сообщества христиан кроется не в институциональной истории или связях, а в верном провозглашении Слова и преподавании таинств. Тогда почему нельзя освободиться от деноминационного контроля и основать общины, которые были бы открыты для этих новых способов реализации протестантизма? Они могут проповедовать и преподавать таинства, как и раньше, но при этом у них будет свобода для новых видов пасторского и евангелизационного служения.

С точки зрения представителей основных деноминаций, это были опасные мысли. Но предприимчивых людей, задававших эти вопросы, нельзя было сдерживать все время. Их богословское видение в сочетании с деловым менталитетом, который подпитывала и вдохновляла протестантская трудовая этика, в конце концов побудили стремиться к достижению своих целей за рамками традиционных деноминаций.

Как и Лютер, они не хотели выносить свою деятельность за пределы материнских церквей, но потребности и реалии сложившейся ситуации были таковы, что альтернатив не оставалось. Результатом стал новый всплеск инициативности, который основные деноминации, как правило, игнорировали. Появились также новые модели, в соответствии с которыми церкви действовали, развивались и организовывались.

«Часовня на Голгофе» была основана в 1965 г. в калифорнийском городе Коста-Меса. Община быстро росла, и к 1967 г. насчитывала уже две тысячи прихожан. Эта церковь выражала неформальные взгляды «Движения Иисуса», которое противопоставляло себя истеблишменту. Вместо органов появились гитары, исчез хор с его одеяниями, никто никому не указывал, когда нужно вставать и садиться, что нужно читать и петь. Пасторы также отказались от облачений в пользу неформального стиля одежды. Богословие церкви было традиционным, но способы его выражения стали совсем другими. В богослужении, особенно в его музыкальной составляющей, теперь делался акцент на углублении личных отношений с Богом.

Но самым интересным аспектом «Часовни на Голгофе» был ее рост, отразившийся на деноминационной структуре. Сегодня насчитывается более пятисот церквей, ассоциирующихся с «Часовней на Голгофе»; большинство из них находятся в Калифорнии. Всячески подчеркивается, что это не «деноминация», а «сообщество церквей». Там, где традиционные деноминации основывают церкви, используя корпоративную модель, — с «филиалами», или «офисами» центральной организации, «Часовня Голгофы» использует подход, напоминающий, скорее, франшизу — организационную форму, позволяющую избегать финансового и административного бремени традиционных деноминаций. Любая община, готовая принять «особенности Часовни на Голгофе», может стать членом этого сообщества и отождествляться с ним.

Похожая модель используется в церквях «Виноградник», которые появились в калифорнийском городе Анахайм. Как и «Часовня Голгофы», движение «Виноградник» считает себя не деноминацией, а ассоциаций, сообществом. В нем нет централизованной структуры или авторитетных фигур.

Влияние таких движений проявляется не только в изменении форм деноминационных альтернатив и структур и появлении новых, менее централизованных моделей церкви. Такие тенденции в протестантизме привели к появлению новых, неформальных стилей поклонения, взрывной популярности «песен прославления», новой динамике богослужения. Характерно также все большее неприятие формального традиционализма, литургического богослужения, что проявляется, прежде всего, в отказе от громоздких песенников и богослужебных книг.

«Общинные церкви» дают предприимчивым христианам возможность использовать свои дары, которая была бы недоступна при всех ограничениях, существующих в большинстве традиционных деноминаций. Эти церкви крайне восприимчивы к потребностям своего локального контекста; их стратегия и цели формируются с учетом знания местных реалий. Большинство «общинных церквей» не принадлежат к какой-либо деноминации и избегают византийских лабиринтов церковной политики. Церкви существуют прежде всего для своих членов и особо не стремятся поддерживать громоздкие иерархические структуры, которые часто ставят во главу угла собственные интересы.

Пожалуй, самый известный пример такой общинной церкви — «Сэддлбэк» в округе Ориндж (Калифорния). В 1980 г. Рик и Кей Уоррены, только что окончившие Юго-западную баптистскую богословскую семинарию в Техасе, решили служить тем, кто обычно не посещает церковь. Целью Уорренов было создать общину, которая, с одной стороны, учитывала бы потребности «ищущих», а с другой, была бы консервативной в богословском отношении. Их видение было таким: создать «место, где люди, страдающие от боли, депрессии, разочарования и растерянности, смогут найти любовь, принятие, помощь, надежду, прощение, наставление и ободрение».

Написанные Уорреном книги «Целеустремленная церковь» (1995) и «Целеустремленная жизнь» (2002) стали бестселлерами, значительно повлияв на протестантское понимание сообщества, евангелизма, пасторского служения и миссии. Все это не сопровождалось бременем деноминационного аппарата.

Алистер Мак-Грат «Опасная идея христианства»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: