ELLEN WHITE SUPREMACIST
ELLEN WHITE SUPREMACIST
(В названии статьи использована игра слов: White Supremacist или белый супрематист означает “сторонник идеи превосходства белой расы”, то есть название статьи фактически означает “Эллен Уайт — белая супрематистка” — прим. переводчика).
Как и многие жители северных штатов середины 19-го века, Эллен Уайт выступала против института рабства, называя его греховным. После гражданской войны г-жа Уайт поощряла проповедь Евангелия афроамериканцам на Юге и даже жертвовала деньги на эту работу. Хотя это само по себе достойно восхищения, в то же время она сделала ряд расистских заявлений. Например, г-жа Уайт заверяла своих белых последователей, что на небесах не будет темнокожих людей:
«На небе не будет разных оттенков кожи, там все будут белыми, как и Сам Христос. Давайте же благодарить Бога за то, что мы можем быть членами царской семьи»1.
Расистские книги в её библиотеке
В то время, как миссис Уайт запрещала своим последователям читать книгу о борьбе с рабством «Хижина дяди Тома», в её частной библиотеке хранились книги Томаса Диксона о превосходстве белой расы — «Член Клана» и «Пятна леопарда». Отец и дядя Диксона одно время были членами Ку-клукс-клана, группы, утверждавшей превосходство белых. Книга «Член Клана» изображает Клан в относительно позитивном свете. Обе эти книги изображают негров ниже белых.
В её библиотеке также была книга Джона Кэмпбелла «Негро-мания»2. Вся эта книга целиком посвящена тому, что чернокожих нельзя считать равными белым. Кэмпбелл утверждал:
«К чему же тогда вся эта напыщенная речь о равенстве негров, учитывая, что ни природа, ни Бог природы никогда не устанавливали такого равенства… Все попытки установить равенство рас глупы; более того, это нечестиво… Чем больше обсуждается этот вопрос, тем более решительным будет сопротивление равенству негров»3.
Рассказ очевидцев старейшины Б.Ф. Снука и У.Х. Бринкенхофа
Заявления Эллен Уайт о смешении (amalgamation), опубликованные в 1864 году, подняли вопрос о том, считала ли она, что негры — это смешение человека и животного. Урия Смит попытался прояснить этот вопрос, когда в 1868 году опубликовал работу в её защиту. Он определил некоторые африканские и индейские племена как результат смешения человека и животного4.
Не все соглашались с объяснением Смита. Старейшины Снук и Бринкерхофф, лидеры адвентистов седьмого дня в Айове, были рукоположены Джеймсом Уайтом в 1862 году. В 1866 году они опубликовали книгу, раскрывающую не только ошибки в видениях миссис Уайт, но и расистские взгляды, которых она придерживалась в то время:
«Эти видения учат, что негритянская раса — не люди. Они отрицают это обвинение, но мы позволим читателю сделать собственные выводы. Вот что она говорит: «Со времени потопа произошло слияние человека и животного, что можно видеть в почти бесконечном разнообразии видов животных и в определенных человеческих расах» (Духовные дары, т. 3, стр. 75). Но что мы должны понимать под определенными человеческими расами? Она не сообщает нам в своих трудах, но предоставила нам самим определять клеймо смешения там, где мы сочтем нужным. Но значение её утверждений прояснилось. Она рассказала об этом своему мужу, он сообщил об этом старейшине Ингрэхему, а тот разгласил эту тайну авторам: что сестра Уайт видела, что Бог никогда не создавал темнокожих»5.
Белые должны руководить черными
Миссис Уайт разрешила афроамериканским служителям Евангелия участвовать в служении АСД, но она считала, что белые должны возглавить работу для черных на юге США:
«Возможности постоянно открываются в южных штатах, и многие мудрые, цветные мужчины-христиане будут привлечены к работе. Но по ряду причин белые люди должны быть выбраны в качестве лидеров»6.
Не стремиться к равенству с белыми
Как и Джон Кэмпбелл, миссис Уайт не видела особого смысла в агитации за расовую справедливость. Она призвала черных не стремиться к равенству с белыми:
«Цветные люди не должны призывать к тому, чтобы они были поставлены наравне с белыми»7.
«Никто не может ясно определить правильное положение цветных людей… Насколько это возможно, расовый вопрос следует оставить в покое»8.
«Попытки изменить положение негритянской расы на этот раз не должны препятствовать работе по провозглашению истины»9.
В то время как другие христианские конфессии на Юге после гражданской войны стремились интегрировать чернокожих в свои общины и поставить их в равное с белыми положение, Эллен Уайт выступала за то, чтобы они оставались в подчиненной роли. Кеннет Бейли рассказывает, как дальновидные христианские церкви, не имевшие пророческого руководства, выступали за равенство между белыми и черными в церкви:
“Осенью 1865 года преподобный Исаак Т. Тихенор настаивал, что критерий цвета кожи для членства в церкви противоречит “всей нашей прошлой истории и нарушает основные принципы нашей веры”… и Генеральная Ассамблея Пресвитерианской церкви на Юге убеждена в “преимуществе объединения цветных и белых в поклонении Богу”10.
Удивительно, что христианские деноминации, не имевшие пророка, настаивали на расовом равенстве, что являлось курсом действий, направленным на справедливость и равноправие, в то время как Божий «пророк» говорил, что чернокожие не должны стремиться к равенству с белыми. По сей день в Соединенных Штатах Америки все еще существуют отдельные черные адвентистские церкви. Когда же настанет время для корпоративных лидеров АСД «отстоять позицию негритянской расы»?
Запрещает межрасовые браки
Миссис Уайт заняла жесткую позицию по вопросу межрасовых браков:
«Но есть возражения против брака белой расы с черной. Они должны учитывать, что не имеют права налагать на свое потомство то, что поставит его в невыгодное положение; они не имеют права ставить их по факту рождения в то положение, которое принесет им жизнь полную унижений. Дети от этих смешанных браков испытывают чувство горечи по отношению к родителям, которые передали им это пожизненное наследство. По этой причине, как бы то ни было, не должно быть смешанных браков между белыми и цветными расами»11.
«Отвечая на вопросы о целесообразности смешанных браков между белыми и черными молодыми христианами, я скажу, что в моем предыдущем опыте этот вопрос уже стоял передо мной, и Господь дал мне свет, что такой шаг не должен быть предпринят. Это обязательно вызовет споры и замешательство. Я всегда давала один и тот же совет: наш народ не должен поощрять браки такого характера. Пусть цветной брат вступит в брак с цветной сестрой, с той, которая достойна, любит Бога и соблюдает Его заповеди. Пусть белая сестра, которая намеревается сочетаться браком с цветным братом, откажется от этого шага, ибо Господь не ведет в этом направлении. Время слишком дорого, чтобы его можно было терять в спорах, которые возникнут по этому поводу. Пусть подобного рода вопросам не будет позволено отвлекать наших служителям от работы. Такой шаг создаст путаницу и препятствия. Это не будет содействовать продвижению работы или славе Божьей”12.
«У вас нет позволения от Бога не допускать цветных людей к местам богослужений. Относитесь к ним как к собственности Христа, ведь они являются Его собственностью, так же, как и вы сами. Они должны иметь членство в церкви наравне с белыми братьями. Необходимо приложить все усилия. чтобы искоренить ужасное злодеяние [рабство], которое было причинено им. В то же время мы не должны доводить дело до крайностей и впадать в фанатизм по этому вопросу. Некоторые сочли бы правильным разрушить все перегородки и вступать в браки с цветными людьми, но учить этому или практиковать это неправильно»13.
Интересно, что сегодня многие адвентисты в Соединенных Штатах, Европе и Южной Африке заключают межрасовые браки. Очевидно, они не считают советы Эллен Уайт «светом», данным ей Господом. Ниже следует письмо с советом, написанное 8 января 1901 года молодому человеку, который вынашивал планы, которые могли привести к межрасовому браку. Советы, которые Эллен Уайт даёт ему, аналогичны советам которые она давала другим по этому поводу, но тут миссис Уайт добавляет слова, требующие вдумчивого размышления:
«Не объединяйтесь в браке с девушкой, у которой навсегда появится повод сожалеть о своем шаге… О, какие жадные, эгоистичные, недальновидные существа — люди… Различайте то, что приятно, и то, что полезно. Смиренно исполняйте волю Бога … Следуя своему собственному пути и своей собственной воле, вы найдете только терновник и чертополох»14.
Заключение
Сравните результаты “ведомой пророком” церкви АСД с результатами квакеров:
«Квакеры… агрессивно настаивали на совместном обучении белых и черных в школах на Юге, боролись против дискриминации при найме на работу и в 1947 году получили Нобелевскую премию мира за свои значительные усилия по миротворчеству и примирению во всем мире»15.
Удивительно, но небольшая группа квакеров, которой не руководил ни один пророк, обладала мудростью бороться за расовое равенство. В то самое время, когда квакеры получили Нобелевскую премию, адвентисты все еще имели раздельные кафетерии в здании Генеральной Конференции16.
Следует отметить, что г-жа Уайт была против рабства и поощряла церковь АСД участвовать в евангельской работе для «цветных людей» на Юге. Однако многие из её заявлений относительно положения черных и межрасовых браков кажутся современной аудитории недальновидными и расистскими. Очевидно, что эти заявления никоим образом не были вдохновлены, а были просто мнениями, отражающими общепринятые взгляды той эпохи. В таком случае следует спросить: какие еще из её «вдохновенных» заявлений также просто отражали общепринятые взгляды её эпохи?
Дирк Андерсон
- Эллен Уайт, Вестник Евангелия, 1 марта, 1901, пар. 20.
- Роналд Намберс, “Эллен Хармон Уайт: Американский пророк” (NY: Oxford University Press, 2014), стр. 216.
- Негро-мания: Исследование ложно предполагаемого равенства различных рас людей (Philadelphia: Campbell & Power, 1851), стр. 545, 547-548.
- Урия Смит, Видения Миссис Эллен Уайт, Проявление духовных даров согласно Писанию, стр. 103, (Steam Press, Battle Creek Michigan, 1868).
- Снук и Бинкерхоф (Snook and Brinkerhoff), Видения Эллен Уайт не от Бога, глава 2.
- Эллен Уайт, Свидетельства, т. 9, стр. 202.
- Эллен Уайт, Свидетельства т. 9, стр. 214, пар. 3.
- Эллен Уайт, Свидетельства т. 9, стр. 213 пар. 4.
- Эллен Уайт, Свидетельства т. 9, стр. 214, пар. 4.
- Кеннет Бэйли (Kenneth K. Bailey), Расовые разделения в протестантизме на Юге после Гражданской войны («The Post Civil War Racial Separations in Southern Protestantism: Another Look,» Church History т. 46, ном. 4 (Dec., 1977), стр. 455.
- Эллен Уайт, Рукопись 7, 1896. Избранные Вести, Книга 2, стр. 343, пар. 2.
- Эллен Уайт, Избранные Вести, Книга 2 (Hagerstown, Maryland: Review and Herald Publishing Association, 1958), стр. 344.
- Эллен Уайт, Работа на Юге, стр. 15.
- Эллен Уайт, Письмо 4, 1901.
- Рональд Осборн (Ronald Osborn), Истинная кровь: раса, наука и пересмотр ранней адвентистской теории о смешении («True Blood: Race, Science, and Early Adventist Amalgamation Theory Revisited»), Spectrum Magazine, т.38, No.4, Осень 2010, стр. 13 статьи
- Малколм Булл и Кит Локхарт, В поисках Святилища: адвентизм седьмого дня и американская мечта (Malcolm Bull and Keith Lockhart, Seeking a Sanctuary: Seventh-day Adventism and the American Dream) (Bloomington: Indiana University Press, 2007), стр. 281.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой