СЕКРЕТ МАЛЕНЬКИХ ЦЕРКВЕЙ

СЕКРЕТ МАЛЕНЬКИХ ЦЕРКВЕЙ


СЕКРЕТ МАЛЕНЬКИХ ЦЕРКВЕЙ

Маленькие церкви в небольших населенных пунктах сталкиваются с “определенными реалиями”. Когда на утренние богослужения обычно приходит 45 человек (или, скажем, 85), это не особо впечатляет, если судить внешне. Само место проведения богослужений также, скорее всего, довольно скромное – возможно, не всегда хорошо обогревается и не всегда оборудовано кондиционерами. Вряд ли вы насладитесь в такой церкви звуком профессиональной музыки, увидите потрясающий графический дизайн или услышите такую проповедь, которая в течение недели получит тысячи просмотров в интернете. Также не часто в таких церквях вы получите естественное удовольствие и ободрение от группы приветствия, встречающей у входа новых посетителей. В такой общине, где много людей пожилого возраста, вы увидите, с одной стороны, горы накопленной мудрости, а с другой – проблемы со здоровьем, нехватку энергии и желания вводить что-то новое.

Кроме этих “реалий”, в маленьких общинах постоянно присутствует ощущение «непрочности». Вы понимаете, что если даже несколько регулярных посетителей перестанут посещать вашу маленькую общину – уедут из городка или им просто надоест ходить в церковь, или обидятся, или перейдут в другую (более «благословленную») церковь, или заболеют, умрут, – то ваша церковь сильно пострадает. Вы знаете, что если даже несколько человек перестанут регулярно жертвовать на церковь, что если даже перестанут ходить регулярно, ваша община может не вложиться в бюджет, и вашему пастору придется работать где-то на полставки. И всегда есть опасение, что рано или поздно церковь повесит на двери замок.

Маленькие рыбешки в маленьком пруду

Столкнувшись с такими реалиями, вы, конечно же, найдете, что можно улучшить. В такой маленькой общине вы можете терпеливо и молитвенно стремиться к тому, чтобы, ради Божьей славы, улучшать здание, музыкальное служение, проповедь, малые группы и многое другое. Но вы неминуемо достигнете той точки, когда поймете, что, как бы вы ни старались, ваша церковь навсегда останется “маленькой общиной в маленьком городке”. Даже если Бог пошлет пробуждение, и ваша община увеличится вдвое – скажем, с 45 до 90 человек, – вы все равно останетесь “маленькой общиной в маленьком городке”. Достигнув момента этого осознания, вы окажетесь перед очень серьезным выбором.

Некоторые маленькие церкви и их пасторы в конечном итоге чувствуют разочарование из-за такого положения дел. Это может проявляться в постоянных попытках внедрить новейшие программы, заимствованные у больших церквей больших городов. Результатом таких потуг может стать использование пастором модных “словечек” – которые он услышал в “большой церкви в большом городе”, и теперь применяет в контексте своего маленького городка (что иногда звучит почти абсурдно).

Разочарование может проявляться также в длительном и медленном “закипании” чувства глубокой неудовлетворенности, в бесконечных и неугомонных поисках чего-то нового, вечных анализах ситуации, в тоскливом желании чего-то большего и лучшего. Однажды я принимал участие во встрече пасторов маленьких церквей маленьких городов и селений. Мы были кучкой никому не известных служителей, но горящих любовью к Иисусу и людям. Встреча проходила в большой богатой мегацеркви на окраине большого города, в которой была отличная музыкальная группа, достаточно профессиональная, чтобы давать концерты. Один только пульт был величиной с обеденный стол. На сцене были установлены крутые огромные экраны для проекторов. С тех пор я думаю, не было ли чего-то “символичного” в той встрече, не отображала ли она общую ситуацию? Представьте только: группа пасторов из маленьких церквей маленьких городов была вырвана из привычного контекста и оказалась в огромном впечатляющем здании, в котором они на все удивленно “таращились”, и где все очень мало напоминало то, что они видели раньше, тихо тоскуя о больших ресурсах, большем количестве персонала и более комфортном здании!

Трости надломленной не переломит!

Есть другой, лучший, путь, как относиться к такой явной хрупкости, слабости маленьких церквей. Да, нужно стараться улучшать все, что можно. Да, нужно просить Бога о новообращенных. Но в то же время нужно принять как дар Божий тот факт, что ваша церковь – маленькая община в маленьком городке.

Дело в том, что каждая церковь – большая или маленькая, городская или сельская – полностью зависит от Главы. Без Христовой благодати ни одна церковь не сможет существовать и оказывать влияние. Каждая церковь должна признать это и считаться с этим. Но маленькие церкви в маленьких городах обладают особым даром: такая их зависимость и слабость весьма заметны и очевидны. В таких общинах немощь не спрячешь за фасадом крутой музыкальной группы, новым красивым зданием и тем вдохновением, которое испытываешь, находясь в большом зале на “1000 плюс” человек. Не спрячешь немощь маленьких церквей за фасадом внушительного избыточного бюджета или впечатляющего сбора пожертвований. Если ваша маленькая, ничем не примечательная церковь находится в таком же маленьком, ничем не примечательном городишке, вы также будете лишены  “воодушевления участия” – т.е. ощущения принадлежности к чему-то “уникальному, масштабному, могучему, бесподобному”. Если вы посещаете маленькую церковь в маленьком городе, у вас нет доступа к иллюзии величия посредством приобщения к “великому”. Слабость маленькой церкви всегда очевидна для вас и всех – и это Божий дар!

В своей книге “Трость Надломленная” пуританский пастор Ричард Сиббес много размышляет над природой слабости. Он пишет: “Как мать нежна к слабому дитя, так и Христос склонен проявлять наибольшую милость к наислабейшим. Подобным образом, Он также вкладывает в слабейшее инстинктивное желание опираться и полагаться на что-то более сильное. Даже виноградная лоза для устойчивости вьется вокруг вяза, и крохотнейшие существа часто прячутся в самых прочных убежищах. Сознание церковью своей немощи побуждает ее опираться на своего Возлюбленного, укрываясь под Его крылами”.

Примите ли вы как дар Божий очевидные проявления слабости и хрупкости своей маленькой церкви? Пробудят ли эти проявления немощи желание полагаться на Христа, укрываясь “под Его крылами”? Ваша церковь (как и любая другая) сможет иметь вечное влияние на людей не с помощью демонстрации своего величия и поверхностного впечатления, но демонстрируя величие Бога, Который сказал: “Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога” (Ис. 44:6).

автор — Стивен Уитмер / Desiring God

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: