ЗВЕРИНЫЕ ЦАРСТВА И СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
ЗВЕРИНЫЕ ЦАРСТВА И СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
Главное в книге Даниила – не истории из жизни царского двора (тут
перечислены далеко не все из них), а удивительные пророчества о «конце времен». Они довольно сложны для понимания, и до сих пор часто спорят о том, что именно имеется в виду под тем или иным образом. Перед нами проходит череда диких и кровожадных
зверей: лев, медведь и барс сменяли друг друга, а последним в этой череде оказался и непонятный зверь с десятью рогами. Самое вероятное толкование – это великие империи, и сменявшие друг друга на Ближнем Востоке: ассирийская, вавилонская, персидская и, наконец, царство Александра Македонского, разделившееся после его смерти на
несколько самостоятельных государств.
перечислены далеко не все из них), а удивительные пророчества о «конце времен». Они довольно сложны для понимания, и до сих пор часто спорят о том, что именно имеется в виду под тем или иным образом. Перед нами проходит череда диких и кровожадных
зверей: лев, медведь и барс сменяли друг друга, а последним в этой череде оказался и непонятный зверь с десятью рогами. Самое вероятное толкование – это великие империи, и сменявшие друг друга на Ближнем Востоке: ассирийская, вавилонская, персидская и, наконец, царство Александра Македонского, разделившееся после его смерти на
несколько самостоятельных государств.
Действительно, могучие правители древности (да и только ли древности?) любили изображения страшных хищников – сегодня в музеях стоят статуи и рельефы из их дворцов, на которых огромных и небывалых зверей: например, быков с человеческими головами и орлиными крыльями. Обычный человек, оказавшись перед такой статуей, чувствовал всю свою ничтожность и никчемность в сравнении с великой государственной машиной. Только и он знал: ни одно земное государство не вечно. Кстати, книга Даниила рассказывает, как тот же царь Навуходоносор, ослепленный собственным величием, на время утратил человеческий разум и вел совершенно звериный образ жизни, пока не пришел в себя и не прославил Единого Бога. Сегодня гербы тоже несут на себе изображение львов, орлов и других хищников… и нередко человек приносится им в жертву.
Но в самом конце этого звериного парада произошло что-то совершенно особенное: «вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не
прейдет, и царство Его не разрушится».
прейдет, и царство Его не разрушится».
Здесь Даниил явно говорит о еще одном царе, который никого не будет устрашать и угнетать, а станет вести себя так, как подобает человеку. Само выражение «сын человеческий» встречается в этой книге несколько раз, оно относится ко всем людям вообще и к Даниилу в частности. То есть этот новый царь ничем, по сути, не будет отличаться от простых людей, никак не будет превозноситься перед ними – и при этом он приблизится к «Древнему днями», то есть к Богу, Который неизмеримо старше всех империй и царств, Который Один властен изменить их судьбу. И все они будут положены под ноги этого человека…
Когда через несколько веков простой плотник из Назорета назовет себя Сыном Человеческим, это выражение, с одной стороны, будет самым скромным титулом, который только можно найти. Есть священники, есть книжники, а вот Он – просто Человек. Но с другой стороны, люди услышат в этом наименовании намек на пророчество из книги Даниила: Он и есть тот самый долгожданный Царь! Поверить в это будет нелегко, и пойти за Ним отважатся немногие…
Но пока что до этого еще было далеко. Даниил записывал свои удивительные видения и размышлял о судьбах своего народа. Народ был угнетен, унижен, подавлен, и Даниил всей душой жаждал его восстановления. Но он не бранил врагов, не предавался мечтаниям о славном будущем, а молился о прощении грехов – своих и всего народа:
«Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили мы, поступали беззаконно, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и не слушали рабов Твоих, пророков. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою… И ныне, Господи Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской и явивший славу Твою, услышь, Боже наш, молитву раба Твоего и воззри светлым взором на опустошенное святилище Твое. Воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.
Господи, услышь! Господи, прости!»
Господи, услышь! Господи, прости!»
Эти слова произнес не кто иной, как Даниил – великий мудрец и пророк, добившийся признания у своего народа и высокого положения в Вавилонской, а затем и в Персидской империях, муж, прославленный многими чудесами и видениями. Но он, в отличие от правителей Вавилона, не гордился своей славой или даже праведностью, а лишь надеялся на милость Божью к Его униженному народу и всему человечеству. Чтобы принять Сына Человеческого, нужно прежде всего самим оставить звериный облик и стать людьми – и об этом книга Даниила напоминает многим поколениями своих читателей.
Андрей Десницкий
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой