ПОЧЕМУ Я НЕ СОГЛАСЕН? (Часть 1 из 3)
#уильям_миллер #доктрины_асд #адвентисты #следственный_суд #небесное_святилище
ПОЧЕМУ Я НЕ СОГЛАСЕН? (Часть 1 из 3)
Краеугольным камнем адвентизма является его уникальное истолкование пророчества из 8-й главы Книги Даниила. Уильям Миллер, назовём его для краткости американским религиозным деятелем 19-го века, усмотрел в словах ангела в Дан. 8:14 намёк на Второе Пришествие Христа. “На две тысячи вечеров и утр; и тогда святилище очистится”. Миллер увидел в этом тексте параллель с 16-й главой Книги Левит, в которой говорится о ритуале ежегодного очищения святилища в Йом Кипур, Судный день. Затем, смешав в кучу три отдельных, изолированных пророчества из 7-ой, 8-ой и 9-ой глав Даниила и приняв 2300 вечеров и утр за 2300 лет, Миллер назначил дату Второго Пришествия Христа, которое, по его мнению (тут мы опускаем подробности), должно было состояться 22 октября 1844 года.
Читавший Библию в английском переводе Короля Иакова (KJV) и не владевший еврейским языком Миллер был сбит с толку английским словом ‘cleansed’ (очищено), которое в KJV используется и в 8-й главе Книги Даниила, и в 16-ой главе Книги Левит. Однако, в еврейском тексте 8-й главы Даниила стоит слово nitsdaq, пассивная глагольная форма слова tsadaq, которое может быть переведено как “оправдано” или “восстановлено (приведено к своему законному состоянию, восстановлено в правах). Т. е. в переводе Короля Иакова должны были быть использованы слова “vindicated’ или “restored”. Последнее значение используется в большинстве последних английских переводов Библии. С другой стороны, в еврейском тексте 16-ой главы Книги Левит используются два глагола: ‘kipper’ (искупить или англ. atone) и ‘taher’ (очистить или англ. cleanse). Австралиец Дезмонд Форд не был первым адвентистом, который показал, что Даниила 8 и Левит 16 не имеют ни лингвистической, ни семантической связи между собой, но именно он был услышан и получил широкую известность в западной адвентистской среде. Все последующие попытки адвентистских богословов оспорить его (например, в трёхтомнике “Глубины пророчеств”) и показать, что Левит 16 и Даниила 8 имеют какую-то связь между собой, можно смело назвать чтением Писаний через конфессиональные очки (или натягиванием совы на глобус).
Далее… Если снять конфессиональные очки, то нет никакой возможности связать между собой два малых рога из 7-й и 8-й глав Даниила. Это два принципиально разных рога! Малый рог из 8-й главы происходит от одного из царств, возникших при распаде Греческого Царства Александра Македонского, и в результате его деятельности святилище было осквернено, а затем восстановлено (в своих законных правах), т. е. nitsdaq. Если перестать привносить в текст классическое адвентистское понимание об осквернении Небесного Святилища грехами святых, то история с осквернением Храма Антиохом Эпифаном и последовавшее его восстановление (освящение) после восстания Маккавеев является единственно возможным исполнением пророчества.
Но почему же современные адвентисты не видят совершенно очевидных вещей? Почему по сей день принимают причудливое миллеровское толкование этого пророчества? Потому что за всякой традицией стоит история.
Как известно, Второе Пришествие 22 октября 1844 года не состоялось… Христос не пришёл в назначенную Миллером дату, в очередной раз напомнив Своим последователям, что дня того и часа не знает никто. Это событие “непришествия” в адвентизме принято именовать “великим разочарованием”. Об этом событии стоит поговорить отдельно, потому что мало кто из современных адвентистов отчётливо представляет себе психологическое состояние миллеритов, переживших “великое разочарование”. Степень подавленности и разочарования этих людей очень трудно передать. Представьте себе людей, которые верили, что Пришествие состоится в назначенную дату, 22 октября 1844 года; которые всем сердцем жаждали его; которые проповедовали его друзьям и соседям, и свидетельствовали не только словом, но и делом: например, они не убирали урожай со своих полей, чтобы тем самым засвидетельствовать о своей вере в Пришествие в назначенную дату… Многие из них распродали всё своё имущество и потратили все деньги на распространение миллеритских брошюр. А утром 23 октября выяснилось, что жизнь продолжается… Представили этих людей, у которых семьи по пять-семь детей, которых надо кормить? Которые в пух и прах разругались со своими родственниками и друзьями; которых изгнали из церквей; которые и до того были посмешищем у всех соседей и знакомых, а теперь они трижды посмешище… Представили? Вы представляете себе, что чувствовали эти люди утром 23 октября? Не мудрено, что в среде миллеритов было множество случаев помешательств и даже было отмечено несколько случаев самоубийств.
Но мы продолжаем…. Итак, утром 23 октября 1844 года некто Хайрем Эдсон, вкусивши горечь “непришествия”, идёт домой с собрания миллеритов. Идёт не по улице, а через своё кукурузное поле, чтобы не столкнуться с соседями и избежать их насмешек. А на поле тем временем колосится неубранная кукуруза — свидетельство его веры во Второе Пришествие. Пробираясь сквозь заросли кукурузы к своему дому, Эдсон испытывает какое-то непонятное чувство, он поднимает глаза к небу и тут его взору предстаёт величественное зрелище: он видит разверзшиеся небеса, Небесный Храм и Иисуса, завершившего Свою работу в Святом отделении Небесного Храма и перешедшего во Святое Святых, чтобы начать работу по его очищению. И тут Эдсон понял, что дата 22 октября 1844 года указывала не на Второе Пришествие, а на начало служения Христа во Святом Святых Небесного Храма! Эврика! Бинго! Аллилуйя! Вот оно чего, оказывается! Ай да Хайрем, ай да… молодец!
Многие миллериты с готовностью приняли эту радостную весть. Позднее некто Оуэн Крозиер в сотрудничестве с другим миллеритским богословом, Фрэнклином Ханом, разработал доктрину, получившую название “доктрины Святилища”. Чуть позже другой религиозный деятель 19-го века, Джозеф Бейтс, добавит к ней утверждение о том, что служение Христа во Святом Святых будет длиться семь лет, а по истечении семи лет, т.е. в 1851 году, придёт Христос. А ещё позднее с лёгкой руки их соратника, некоего Джеймса Уайта, эта доктрина стала известна как доктрина следственного суда (суда над живыми и мёртвыми, который начался в 1844 году и происходит прямо сейчас в Небесном Святилище, а по завершении суда произойдёт Второе Пришествие. Искупление, согласно этой доктрине, не было завершено на Кресте, но Христос начал заключительный этап искупления, перейдя из Святого отделения Небесного Храма во Святое Святых.)
Кстати, не прошли те самые семь лет, назначенные Бейтсом, как Оуэн Крозиер отказался от своих прежних взглядов и присоединился к другой миллеритской группе, Advent Christian Church. Он был слишком образован для своих тогдашних соратников.
Рубен Мигель Суарес де Ортега
===========================
Перевод сообщества «Прогрессивные адвентисты».
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой