ЯЗЫК МУЗЫКИ: ДОБРО И ЗЛО

ЯЗЫК МУЗЫКИ: ДОБРО И ЗЛО


#музыка_и_христианин #влияние_музыки

ЯЗЫК МУЗЫКИ: ДОБРО И ЗЛО

Музыка—это язык души. И то, что говорят музыканты нам, своим слушателям, оказывает на них колоссальное влияние. Но как определить, какая музыка несёт мне добро, а какая—зло?
На этот вопрос я надеялся найти ответ, поступая в духовную семинарию. Скажу сразу, однозначного ответа я не нашёл, но определил для себя платформу, на которой считаю возможным строить рассуждения на эту тему. Вот она.
Во-первых, сам вопрос, несёт ли музыка добро или зло, стар, как мир. В каждую эпоху он стоял временами остро, временами не очень. Когда-то в СССР официальные критики поносили, на чём свет стоит, песни группы
«Биттлз», а битломания тем временем захватывала молодёжь. Ругали произведения Шостаковича («сумбур вместо музыки») и превозносили произведения Мурадели. Критиковали Высоцкого, которого слушали в каждом доме. Трудно поверить, но даже гениального Верди после некоторых его премьер оперные фанаты закидывали помидорами. А по поводу эстрадной музыки сколько копий переломано!
Сейчас богословы и психологи рассуждают, насколько вреден для нашей психики рок-н-ролл. И нет единого мнения по поводу того, как воспринимать такое явление в современной музыке, как «христианский рок». Иногда побеждает консервативное мнение, иногда— либеральное. В чьём стане оказаться—решать каждому из нас, основываясь на своём вкусе, жизненном опыте, вере. Короче, каждый выбирает для себя. На вкус и цвет товарищей нет.
Понимание этого поумерило мой пыл борьбы с «не той музыкой». Не хочется впадать в крайности и ссориться с друзьями, не разделяющими мои музыкальные пристрастия. Но я вижу, я точно знаю, что есть музыка, которая калечит души. И не могу оставаться безразличным «болотом». Поэтому я решил приобрести психолого-богословские и музыкальные знания, чтобы самому разобраться и другим помочь отличать благословенную музыку от разрушающей.
Во-вторых. Мы знаем, что слово обладает творческой силой. Мы также знаем, что то, что человек говорит, он выносит из сердца: добрый—доброе, злой—злое (Мф. 12:35). Что имеет, то и выносит, так и творит.

Очевидно, человек богат и тем, и другим, но поступки его добрыми или злыми делает привычный выбор.
Также очевидно, что добро и зло в человеке—не абсолютны, а их воздействие на других—тем более. То есть злой поступок может породить в другом желание отомстить, а может—сострадание и прощение. Это происходит по причинам разного рода: из-за несовершенства мотивов, проблем в отношениях между людьми, а также различий в культуре, психике, языке, жизненном опыте. Из-за этой самой неабсолютности добра и зла мы порой не можем понять, что несёт нам тот или иной
человек, какова доля нашего участия в том, как он на нас влияет. Да и кто мы такие, чтобы судить?
Так и в музыке. Её по праву можно назвать языком общения. Через неё люди даже более полно, чем через обычный язык, могут выразить свой внутренний мир. Они используют для этого различные средства музыкального языка, которые берут своё начало в интонациях и ритмах жизни людей и окружающего мира. Средства музыкальной речи формировались поколениями музыкантов и постоянно видоизменялись,
и этот процесс, кажется, бесконечен. Поэтому, чтобы действительно понять, что хотел сказать автор, необходимо исследовать весь
контекст рождения произведения: эпоху и культуру, в которую он
жил, биографию автора, обстоятельства, мотивы и цели написания произведения, используемые выразительные средства.
Не забудем также и о том, что исполнитель произведения в большой степени является соавтором композитора. Исполнитель привносит в произведение свой внутренний мир. Тембр голоса, мельчайшие изменения в ритме и интонациях, манера общения с музыкальным инструментом наполняют произведение смыслом, о котором композитор и не мечтал. Не всё можно прописать в нотах! Поэтому содержание произведения, в сущности, во власти исполнителя. Грубо говоря, если исполнитель захочет, он может колыбельную сыграть как марш, а развесёлую песню превратить в траурную. Богослужебную мессу Баха можно испортить так, что она будет в проклятие. А музыку светскую—наполнить религиозным светом.

И поскольку композитор и исполнитель передают слушателю в музыке свой мир, то эта музыка может творить наш внутренний мир по подобию её авторов. Например, песни про «рок-н-ролл, наркотики и секс» в 1960-х стали жизненным кредо целого поколения. Совсем другой менталитет у тех, кто испытал на себе влияние бардовского творчества, песен Булата Окуджавы, Юрия Визбора и т. п.

С другой стороны, власть музыки, конечно, не абсолютна. И на её пути к сердцам слушателя лежит немало преград. Из-за того, что язык музыки не столь конкретен, как обычная речь, то и точность его восприятия ещё более сомнительна, чем речи обычной.

Есть факторы, которые влияют на наше восприятие музыки. Я скажу о трёх.

Первый. Созвучие музыки внутреннему миру человека.
Каждый слушатель выбирает музыку по себе. Меланхолику больше подойдёт ноктюрн Шопена, энергичный холерик предпочтёт оперы Вагнера. Человек, воспитанный на классике, ворчит на «попсу». А для завсегдатая дискотек даже Шестую симфонию Чайковского надо обрабатывать в битовом ритме, чтобы он не заснул.
Второй. Контакт с исполнителем.
Нам кажется, что каждый исполнитель воспроизводит в музыке своё Я. Это не всегда так. Часто музыка—только повод для артиста создать тот или иной образ. В шоу-бизнесе есть целый арсенал средств, которые заставляют нас, не отрываясь, смотреть на певца. Его способность приковать наше внимание к себе зависит не только от качества музыки и его собственных вокальных данных, но и от интонаций, движения, мимики, одежды, всего внешнего облика. Чем
точнее музыканту (его имиджмейкеру и режиссёру) удастся создать
сценический образ, тем точнее будет передана информация, заложенная в музыке, и тем более эффективно её влияние на слушателей. И сильнее привязанность или неприязнь к произведению!
Третий. Музыкальная речь ассоциативна.
И отношение к музыке у нас определяется тем, какие чувства и воспоминания она нам навевает! Что вы чувствуете, когда слышите музыку из вашего детства? Что вспоминается вам, когда звучат песни вашей молодости? Как влияет на ваше настроение музыка из кинофильма, который вы смотрели перед разлукой с любимым?
Музыканты знают, какие элементы музыкального языка использовать, чтобы увлечь нас своим новым произведением. Так подбирается наша фонотека, которая формирует не только музыкальный вкус, но и в большой степени наш внутренний мир.
Но дальше всё зависит от того, какие чувства и эмоции мы впускаем в сердце, а какие отфильтровываем. Необходимо быть крайне внимательными, чтобы контролировать то, что внедряется в наше
сознание. И часто не обойтись без молитвы, укрепляющей нашу решимость противостоять нежелательному вторжению!
Так что, несёт нам музыка добро или зло, это вопрос одновременно к автору, исполнителю, к себе и к Богу.
Андрей Кукунов Теперь время № 3 (43) 2005

Коммантариев: 2

Добавьте свой
  1. 1
    ТАТЬЯНА

    Музыка — это не просто звуки. Музыка — это искусство. А можете ли Вы назвать искусством горлопанство под пошлое дешевое кривляние (или может быть «дорогое» для Вас), тупое оболванивание секс-вибрацией под электроинструментальный шум-гам? Я — НЕТ!

    • 2
      Сергей

      Расскажите это Баху, новатору в церковной музыке его времени)) Или Мартину Литеру, перекладывавшему христ. песни на попмузыку его времени.
      Это дело вкуса. А свой вкус навязывать другим — это проявление крайнего неуважения и невоспитанности.
      Протестанты и так с трудом добились, проливая кровь, возможности читать Библию, молиться и петь на родном и понятном языке. А так бы вообще на латыни слушали мессу, не говоря уже про современную музыку…

Добавить комментарий для ТАТЬЯНА Отменить ответ

Войти с помощью: