О РЕАЛЬНОСТИ НАШЕГО ЗЛА

О РЕАЛЬНОСТИ НАШЕГО ЗЛА


#реальность_зла #извинения #оправдания

О РЕАЛЬНОСТИ НАШЕГО ЗЛА

В современном мире иллюзия обрела такую силу, что нужно изложить кое-какие соображения, которые придадут реальности нашего зла менее невероятный характер.
1. Мы обманываемся внешностью предметов.
Мы полагаем себя в целом не намного хуже некоего Игрека, которого все признают порядочным человеком, и, конечно же (хотя об этом не следует заявлять вслух), лучше мерзкого Икса. Даже на поверхностном уровне мы, вероятно, в этом обманываемся. Не будьте слишком уверены, что ваши друзья считают вас более порядочным, чем Игрека. Сам по себе тот факт, что вы избрали его для сравнения, подозрителен — вероятно, он на три головы выше вас и вашего круга.
2. Мы питаем странную иллюзию, что простое течение времени сводит грех на нет.
Я слышал, как люди, в том числе и я, рассказывали о жестокостях и обманах, допущенных в детстве, так, словно говорящий не имел к ним никакого отношения, и даже со смехом. Но само по себе время никак не отменяет факта или вины греха. Вина смывается не временем, а покаянием и кровью Христа; если мы раскаялись в этих детских грехах, мы должны помнить цену нашего прощения и быть смиренными. Что же до самого факта греха, возможно ли, чтобы что-то его отменило? Все времена вечно присутствуют в Боге.
3. Мы должны остерегаться чувства, что безопасность кроется в больших числах.
Вполне естественно полагать, что если все люди плохи, то их дурные качества вполне простительны. Если все школьники провалились на экзамене, то наверняка вопросы были слишком трудными. И учителя в этой школе так и думают, пока не узнают, что есть и другие школы, где 90 процентов учеников сдали экзамен по тем же самым вопросам. Тогда они начинают подозревать, что виноваты не экзаменаторы. Опять же, многим доводилось жить в дурных уголках общества — в какой-нибудь школе, колледже, или полку, где общий тон поведения был плох. И внутри этого уголка некоторые поступки считались попросту нормальными («все так поступают»), а некоторые другие — непрактично добродетельными или донкихотскими. Но когда мы покинули это дурное общество, мы к своему ужасу обнаружили, что во внешнем мире ни одному порядочному человеку даже в голову бы не пришло делать то, что мы считали «нормальным», тогда как почитаемое нами за «донкихотство» представляет собой стандарт порядочности.
4. «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает» (Иак. 10:13).
Многие побуждают нас свалить ответственность с наших плеч на некую изначальную необходимость, заключенную в природе человека, и таким образом, косвенно, на Создателя. Популярной формой подобных взглядов является эволюционная доктрина, в соответствии с которой то, что мы именуем злом, есть неизбежное наследие, полученное нами от наших предков-животных. Христианство, если я верно понимаю послания Павла, признает, что абсолютное повиновение закону не является возможным для людей. Но какая-то степень повиновения, которой мы с вами не достигли за последние сутки, несомненно возможна. К большинству из нас имеет настоящее отношение не столько вопрос, поставленный Павлом, сколько простое утверждение Уильяма Ло: «Если вы сейчас спросите себя, почему вы не столь же набожны, как первые христиане, то собственное ваше сердце ответит вам, что не по невежеству или неспособности, а исключительно потому, что это никогда до конца не входило в ваши намерения».
КЛАЙВ ЛЬЮИС «Боль»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: