Урок 10 от ПА. Ложные надежды

Урок 10 от ПА. Ложные надежды


#субботняя_школа_от_ПА #Иов #надежды #практика #выбор

 

Урок 10. Ложные надежды.

 

 

На этой неделе мы изучим с двадцать восьмой по тридцатую главы книги. И мы прощаемся с речами Иова: начинается его последнее высказывание – вывод о том, как он провел свою жизнь, и на что он надеялся.

Сложности в предстоящем для нашего изучения отрывке небольшие, но их стоит упомянуть. Прежде всего, мы в очередной раз ярко сталкиваемся со свидетельствами того, что перед нами – поэзия. Например, половина двадцать восьмой главы, посвященная рудокопам, или половина тридцатой, посвященной оборванцам. (А может быть, поэзией можно объяснить также и описание Иовом своей слишком уж идеальной жизни в двадцать девятой главе?..)

К сожалению, людей, страдающих буквалистским подходом к Библии, частенько заносит в непонятные дебри. Схватиться за какой-нибудь образ, построить на нем доктрину – хотя это просто метафора – вполне им под силу. Так, из притчи о богаче и Лазаре люди делают выводы о жизни после смерти, в притче о девах мы разбираем, что же такое масло, а из образов книги Откровения мы вынимаем лишь точные даты или турок-османов. Из метафор надо брать образ, главную мысль; совершено, знаете ли, необязательно пытаться толковать их буквально.

Содержание глав, которые мы читаем, следующее: мощное описание, что даже самые пытливые люди не находят главного в своей жизни, потому что ищут не в том месте; описание того, что было у Иова во время его процветания: семья, уважение, благочестивые дела и внимание; и противоположная картина, как Иов терпит моральные и физические унижения от самых последних людей, которых он раньше защищал и описывает, насколько ему тяжело переживать все это.

Таким образом, нам дается два противопоставления, из которых мы и сварим кашу. Нам остается лишь разделить текст на отрывки, касающиеся разных сфер жизни и применить опыт Иова к нашей жизни.

Главный вопрос темы этой недели: Что сегодня является гарантией моего спокойствия? На что в жизни я надеюсь больше всего?

 

 

Затравка: Какая вещь, которой вы сегодня обладаете, досталась вам тяжелее или дороже всего? Что случится, если вдруг она пропадет?

 

 

  1. В поисках материального благополучия.

Текст Иов 28:3-12, 28.

 

Первая история из речи Иова говорит о людях, которые занимаются, по его мнению, максимально опасным делом. (Кроме этого, древние авторы Библии считали очень страшной профессию мореплавателей). Для того, чтобы найти драгоценные камни и металлы, люди рискуют своей жизнью и предпринимают серьезные инженерные и строительные действия. Конечно же, главный герой говорит обо всем этом не просто так. Он имеет в виду, что человек изощренно тратит свою жизнь на то, что кажется ему ценным – на сапфир, песчинки золота и прочие вещи, которые принесут ему благополучие. А искать надо нечто совершенно другое. Принцип занятия не самым важным делом знаком нам – все мы не то чтобы сидим на двух стульях, — мы действительно занимались и занимаемся только земным. То, что Иисус говорил в Нагорной Проповеди о погружении в «заботы о том, что есть и что пить» вместо Царства Божьего для нас актуальнее, чем для Его слушателей тогда. Всё-таки настоящее благополучие стало доступно для масс, к которым относятся и христиане, совсем не так давно. И поиск материальных благ, ради которых христиане со всеми остальными отправляются «в забытые людьми места, спускаются, висят, зыблются» там ради надежды на лишнюю копеечку, парализовал все духовное. Материализм (как любовь к вещам) победил наше христианство, оставив от него одно название.

В этом смысле Бог достаточно ревнив. Он заявляет, что лучше бы люди стремились к Нему так же – и они бы не прогадали. В речи Иова поиск Бога и следование Его советам считается целью жизни человека. Поэтому нам стоило бы задуматься о том, как вернуться к вечным вещам: поиску Божьего присутствия и Его принципам. В Писании есть примеры таких людей, способных «вмонтировать» христианство в свою ежедневную жизнь (например, Даниил, Иосиф, Вооз, Иов или герои веры, перечисленные в Евр. 11, которые умудрялись мечтать о другом городе), но нужно честно признать, что мы мечтаем не о Боге и не о вечности. Нашу голову занимают совсем другие мечты, в которых крайне мало места для предназначения, определенного нам Богом. Мы понимаем, что жизнь сама по себе неплоха и здесь, и это является причиной «любим нынешний век», а не Бога.

 

Беседа: Что сейчас для меня «мечта №1»? Связана ли она с христианством? Я похож на героев-шахтеров или на ищущих Божьего голоса? Для какого предназначения Бог создал меня? Как его обнаружить?

 

 

  1. В поисках признания.

Текст Иов 29:8-11

 

Вторая история рассыпана по всей 29 главе, и мы взяли ее первый отрывок, но в конце главы описывается та же ситуация – стоит тоже заглянуть. Упомянутые героем события рассказывают о принятии и значимости, которую он получал во времена своего благоденствия. Сюда входят уважение, почтение, признание мудрости и неподдельная благодарность, которая изливалась на человека. Это те составляющие счастья, на которые мы очень надеемся. Ведь нам нужны не только крыша над головой и еда, но и что-то большее. Это большее заставляет чувствовать себя как в раю даже в шалаше, судя по известной пословице. Это принятие, признание и ощущение нужности. И мы готовы вкладывать в это дело свою жизнь.

От отсутствия признания поникает лицо Каина, и оно ведет его к страшным поступкам. Сарра обрекает служанку с младенцем на смерть в пустыне из-за нехватки внимания к себе на ее фоне. То же самое чувство обделенности позже ведет Анну в храм. Большая часть наших межличностных конфликтов тоже связана именно с этой сферой жизни, в том числе и в церкви. Например, страшное изобретение – церковные выборы – строятся не только вокруг игр со властью, но во многом и вокруг игр с признанием, которое нужно удовлетворить во избежание уничтожения общины. (Если вы не верите или не замечаете этого в своей общине – почитайте историю Конради, где об этом рассказывается черным по белому. Или о расколе в адвентизме времен СССР.) В удовлетворении необходимости в должном признании мы находим свое счастье, поэтому мы так усиленно стремимся к этому.

К сожалению, все это «счастье» полностью разобьется в рассказе Иова о его нынешней жизни в начале следующей главы, а некоторые эпизоды (отношение жены или служанок) мы уже видели ранее в книге. Оказывается, на этой земле и с этими испорченными грехом людьми (включая нас самих) нельзя надеяться на удовлетворении этой потребности. Стабильность жизни и счастье – не в этом. Если сегодня тебя носит на руках толпа, то завтра она будет вытирать об тебя ноги. Если сегодня братья и сестры души в тебе не чают, завтра они обвинят тебя в чем угодно.

 

Беседа: Когда я последний раз обижался на человека за то, что он не оказал мне должного отношения? Кто это был? Сколько внимательных ко мне людей требуется, чтобы я чувствовал себя счастливым? Что случится с моим внутренним миром, если их не будет? Могу ли сегодня я выразить кому-нибудь такое признание?

 

 

  1. Надежда на христианскую жизнь.

Текст Иов 29:11-17

 

В заключительных текстах герой упоминает прекрасные и на самом деле важные христианские дела, которые он совершал прежде. Это помощь каждому обиженному, справедливое разрешение дел, защита от беззаконных, и забота о людях, у которых нет возможностей. Да и в целом, то, что Иов ввязался в «сидение у ворот», то есть, в дела старейшин, многое говорит о нем. Мы бы спокойно занимались своим бизнесом со стадами, не залезая в эти дела, ведь наша хата всегда с краю, зачем лезть в чужие дела? За этим описанием есть одна большая несправедливость и ложная надежда. Дело в том, что человек ожидает, что его христианство, верность Богу, справедливые дела и вообще поступки по Божьему принесут в его жизнь стабильность. Этой надеждой полны все христиане, и эту надежду поддерживают горе-проповедники. Почитайте и послушайте истории, как за верность адвентисты спасались в 9/11, во время цунами или в других катастрофах. Это создает глупое ожидание того, что ты создал себе гарантию неприкосновенности.

Мы говорим не о том, что Иов делал доброе для стабильности в своей жизни. Это делаем мы, вопреки большинству достаточно ясных примеров. В тексте Иов просто разбирается со своей жизнью. А для наших ожиданий тяжким ударом могут стать тексты из тридцатой главы, где он рассказывает, как те бедняки, которых он так усиленно защищал, унижают его и даже бьют. На этом его счастье и кончается. Благотворительность и верность ему не помогли.

Это очень важная часть урока, потому что очень многие адвентисты, подстегнутые богословием: «благословение за верность» и «защита за соблюдение заповедей» действительно полагаются в жизни не на Бога. Все их упование – на то, что они четко выполняют свой договор с Богом и теперь Он не в праве допустить в их жизни нестабильность. К сожалению, такие люди жестоко ошибаются, гарантий счастья нет даже в этом. Жизнь верующего строится без гарантий, в вере их вообще нет, это отношения другого типа. Нам нужно перестраиваться на доверие из любви.

 

Беседа: Я считаю, что Бог должен хранить меня? Какие мои заслуги должны побудить Его к этому? Обижался ли я за то, что Он не выполнял свою роль в «контракте»? На чем строятся мои с Ним отношения? Я доверяю Ему или покупаю Его?

 

 

Вывод. Чтобы не разочароваться из-за несбывшихся надежд, нам нужно: прикладывать свои усилия не только к увеличению своего комфорта; понять, что есть Тот, Кто нас ценит – и научиться получать у Него признание; расстаться с верой, что наша христианская жизнь дает гарантии, и искать их в Боге.

Коммантариев: 3

Добавьте свой

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: