9 урок от ПА про покой: БОГ ВМЕСТО СУББОТЫ (Ритмы…)
9 урок от ПА про покой: БОГ ВМЕСТО СУББОТЫ (Ритмы…)
Три текста из Ветхого Завета покажут нам, в чем нуждается наша современная церковь и мы сами в сфере соблюдения субботнего дня.
Проблемы проведения урока:
Каждый квартал в каждом урочнике по одному (а в этом – целых два) уроку рассказывают о субботе. И найти в них новозаветное отношение к обряду, показанное Иисусом на практике – огромная удача, обычно все будет сделано по-ветхозаветному. Шаблон здесь известен, это доказательство с евангельских кампаний: Бытие 1-2, манна, Исход, знамение между мною и вами, еврейским народом и тп. Так было в 1800-е, так будет в 2021м, адвентизм не вырос, и вам было достаточно прочитать первый попавшийся урочник после того, как вы обратились, других библейских текстов вы в новых пособиях не найдете. Поэтому вам просто не нужно покупать новые урочники и оплачивать тысячи руководителей СШ церковной пирамиды — они не работают, а сдирают слово в слово то, что было раньше. Как эти однотипные уроки влияют на церковь? Они вызывают в людях мнение, что Библия (да и церковь) скучны, потому что там одно и то же. Уроки убивают интерес.
Хотя, оговоримся, наш урок писали хранители трудов самой Елены Уайт, поэтому в нем будет отличительная черта, характерная как для адвентистской «пророчицы», так и для её верных последователей. Это вписывание в Божье Слово того, чего там нету. То есть, говоря нормальным языком, лжи. Если в прошлом уроке таким примером было беспричинное охаивание парализованного, которого несли четверо, то в этом уроке авторам надо объяснить то, что до Исхода суббота в Библии не упоминается как день поклонения у верующих. Что тут можно сделать? Как на их месте поступила бы великая вестница Елена Уайт? Конечно, соврала бы. И что делают авторы? Посмотрите на текст урочника за пятницу. Оказывается, фараон разозлился на Моисея и Аарона не за то, что они пришли отвлекать еврейский народ от трудов, выводя его на праздник в пустыню. Нет, следите за лживым языком, искажающим Слово Божье! «Моисей и Аарон начали реформу субботы в Египте». Ага, конечно.
Главный вопрос: Что можно сделать, чтобы наше соблюдение субботы было угодным Богу? Или, точнее, чего нам делать не нужно?
Ломка льда: Вы слышали поговорку: «вместе с водой выплеснуть и ребенка»? Что она значит? Вы когда-нибудь так делали?
- БОГ, А НЕ СУББОТА Текст Исход 20:8-11 (с. 79 ВЗ)
Беда всех текстов, которые мы слишком часто читаем, заключается в том, что мы упускаем в них главное, и сосредотачиваемся на второстепенном. Четвертая заповедь – именно такой текст в адвентизме, он звучит и визуализируется в церквях даже чаще, чем Ин 3:16 (кстати, противоречащий идее о суде над верующими). Прежде всего и главнее всего наш текст говорит не о буквальных днях творения и не о том, что можно, и что нельзя делать по субботам. Суть заповеди, её главный принцип в том, что этот день нужно отдать Богу.
Здесь и кроется главная загвоздка для любой религии, которая взяла для себя этот обряд, хоть для Иудеев, хоть для адвентистов или других субботних христиан. Человеку очень легко забыть о главном, ведь отношения – всегда самая сложная штука, и уйти в механизмы. Когда адвентисты празднуют Вечерю, их распирает от гордости, что они едят бездрожжевой хлеб и виноградный сок, в отличие от прочих, не так хорошо читающих Библию, как они. Главное при этом – что произошло между тобой и Богом в эту Вечерю, никого не интересует. Посмотрите, сколько лекций евангельских программ и сколько бумаги в книжках переведено, чтобы доказать, что крещение должно быть в сознательном возрасте и полным погружением, но вы не найдете ни одной в АСД, которая бы рассказала адвентистам о Духе, который сошел на Иисуса при крещении, и должен бы наполнить жизнь верующего сегодня.
В нашей борьбе за второстепенное мы однозначно потеряли главное. Такое уже было во времена Иисуса, когда в Евангелии Он кажется страшным либералом, нарушающим всё подряд: Он лечит, заставляет таскать вещи, шатается по каким-то купальням вместо поклонения в церкви и делает прочие провокации, чтобы люди поняли: они сосредоточились не на том. Главное, что нельзя делать в субботу – это составлять правила, как ее можно праздновать, и как нельзя. Потому что в этом случае обряд становится главным, а Бог из него испаряется. И мы поем гимны субботе, говорим, как она нам помогает, как мы её ждем и тп, А Бог… Он субботе не нужен, она работает и без Него. Идеал такой веры – убившие Бога пораньше, чтобы отправиться праздновать субботу, или ученицы, не пошедшие к Богу прощаться, и оставшиеся дома по заповеди. Это больное место в церкви АСД, и нам нужно приложить все усилия, чтобы вернуть Бога в захвативший всё и вся обряд. Начав составлять списки правил, мы его обожествляем.
Практика: Что можно делать и что нельзя в субботу по правилам моей общины? По моим личным правилам? Я упускаю главное в этом обряде? Было ли, что я проводил её, даже не обратив внимание на Бога? Почему погрузиться в мелочи мне легче?
- ДЕЙСТВИЕ БОГА, А НЕ МОЁ Втор 5:12-15 (с. 195 ВЗ)
Второй отрывок нашего урока, на первый взгляд, повторяет то, что мы уже прочитали. Но на самом деле пояснительная записка к этой версии 4й заповеди совершенно другая, если сравнить её с Исходом. Здесь Бог говорит о Своем действии, которое было еще свежо в памяти евреев, к которым Он обращается, в отличие от истории творения. Здесь говорится об Исходе, в котором Бог взял всё на Себя и совершил освобождение верующих (точнее, тогда еще не верующих) из рабства. Ясно, что Исход произошел не в субботу, мы вообще не знаем, было это воскресенье или среда, но Бог берет из Исхода принцип. Наш отрывок говорит о том, что человеку надо сложить руки, и позволить действовать Богу.
В прошлом подпункте мы много говорили о том, что занимает наш день общения с Богом вместо Него Самого. Здесь стоило бы сосредоточиться на Боге как Освободителе. Это касается, прежде всего, самого главного в спасении, что позже прекрасно опишет автор 4 главы письма к евреям, что никто из соблюдающих субботу не понял главного: надо войти в Его покой, дать действовать Ему, а нам перестать дергаться и не мешать Ему. Исход – это то, когда полностью несвободных людей, рабов сделали независимыми (а они при этом постоянно рвались назад, чтобы надеть на себя ярмо и кому-нибудь подчиниться). Получается, что встретившийся с Богом в субботу насильно заставляет себя ничего не делать и позволяет Богу совершать всё свое спасение. Без «своей» части, о которой так любят говорить адвентисты, желающие добавить к спасению ещё и какие-нибудь дела.
И, если говорить о чуть более субъективном уровне, любая встреча с Богом обязательно делает человека лучше. Откройте Евангелие и обратите внимание, как там каждую субботу встают парализованные, выпрямляются кривые и прозревают слепые. Это то, что должно бы случиться и с нами, когда мы приближаемся к самому любящему Существу на свете. Так что самое адекватное дело тут – позволить Богу избавить нас от зависти, предубеждений, непонимания и неверия. И сделать гораздо лучше. Такими как прежде (а точнее, гораздо хуже и злее) в этих историях остаются лишь те, кому Бог не нужен, кто поклонялся субботним обрядам, а не её Смыслу.
Практика: Какую часть в спасении должен выполнить я сам? Мне не пора передать всё спасение в руки Божьи? Я получаю освобождение при встрече с Богом? От чего? Бывает ли, что в этот день я только расстраиваюсь и падаю духом? От чего?
- ПРАЗДНИК, А НЕ ОБЫЧНЫЕ ГРЕХИ Исайя 58:13-14 (с. 728 ВЗ)
Последний отрывок демонстрирует интересное отношение человека к нашей главной теме. Если два предыдущих текста говорили о дне, отданном Богу, как об обряде, который надо «соблюдать» или же «наблюдать», то здесь мы видим достаточно эмоциональную окраску. Прежде всего, текст Исайи зовет к переменам, и если вы прочитаете всю главу, то увидите, что «прихоти» из 13 текста – это как раз «обычные дела» тех, к кому пророк обращается: погоня за выгодой (т. 13- новый перевод), угнетение других людей (3) и конфликты с ними (4), то есть, обычная человеческая жизнь, наполненная грехами (которой у нас полно не только среди недели, но и по субботам в церкви). В этом смысле человеку предлагают хоть на чуть-чуть остановить свою обычную деятельность, по сути своей наполненную не очень хорошим содержанием. И заняться немножко другим.
Здесь повторяется обычная для книги Исайи схема, которую мы встречаем с самой 1 главы и которая должна быть хорошо знакома читавшим книгу на СШ пару кварталов назад. Суть её в том, что нужно бросить обычный образ жизни — «омойтесь, очиститесь», и: «тогда придите и рассудим». В данном случае делается указание на то, что субботу можно испоганить слежкой за другими, интригами, церковными выборами, советами, членскими собраниями, обличениями и слежкой, то есть всем тем, в чём на самом деле «мир вошел в церковь». А вместо этой всей обычной человеческой деятельности, которая неприятна Богу, и за которую Бог наши субботы «не может терпеть» (1:13), нужно сделать исключение: карантин на все это.
Похоже, что даже если мы просто перестанем плести обычные интриги, рваться к власти и пытаться над кем-то в общине доминировать и доказывать всем свою исключительность, то это время и место станет настоящей отрадой и всех наполнит радость в Господе. Бог в очередной раз зовет нас просто успокоиться, отложить в сторону свои привычные пути, и это станет праздником для всех, в том числе и для нас самих. Получается, что и бездействием мы можем сделать всех счастливыми.
Практика: Что в моем понимании значит фраза «мир вошел в церковь»? Это про косметику и украшения, а не про выборы, интриги и ненависть к непохожим? Могут ли окружающие страдать от моей деятельности? Это касается моей общины?
Вывод. Для того, чтобы наше соблюдение суббот было угодным Богу, нам надо:
— ни в коем случае не делать из субботы идола, отделив её святыней без Бога;
— позволить Богу при встрече с Ним изменять и улучшать наш характер;
— прекратить в этот день привычные нам нехорошие дела.
《 — прекратить в этот день привычные нам нехорошие дела.》
А в другие дни привычные нам НЕХОРОШИЕ дела это норм.
Ну что тут сказать? В десятку!
Главная доктринальная догма церкви: суббота — печать спасения — делает Бога в этом вопросе как бы второстепенным.