2 урок «Кризис в Эдеме»

2 урок «Кризис в Эдеме»


2 урок «Кризис в Эдеме»

В этом уроке мы обратим внимание на то, как Бог доверяет человеку в истории случившегося в эдемском саду, и сравним свои отношения с Его отношением к нам.

Методика проведения:

Самая большая проблема предстоящего урока заключается в том, что история об Адаме и Еве – вторая по заезженности после истории из предыдущей субботы – рассказов о царях Тирском и Вавилонском, которые мы упоминаем в жизнеописании Люцифера. Разглагольствованиями о том, как все было хорошо, и как Ева ушла от Адама и съела плод с дерева жизни вы не то, что не удивите собравшихся людей, будет просто счастье, если вы не вызовете в них отрицательных чувств. Они то слушали все это не меньше тысячи раз, по индексу цитирования Эдем даже выше истории Ионы. Не надейтесь, что вы сыграете на остроумных шутках о том, как Адам перекладывал вину на Еву – это настолько старая острота, что даже трогать ее не стоит. Нужно прикладывать усилия ума и придумывать новый подход к старой истории. Никуда тут не деться, иначе всем будет скучно. Если же вы увидите у слушателей улыбку или кивание при рассказе в сотый раз одной истории – не обольщайтесь: это всего лишь условный рефлекс церковных людей. Мысль при этом отсутствует, ее убили повторением. Возможно, мы, а может быть, кто-то до нас.

Пускаться в споры об эволюции (вс), смешении истины с ложью в богословии (вт) или перечисления сортов баклажанов и шпината (пт) тоже вряд ли стоит, это слишком далекие от реальной жизни и тем более от нашего библейского текста вещи. Это называется вчитыванием в текст тех проблем, которых там нет. Мы предлагаем посмотреть на эту историю из Писания по-другому. В этот раз мы посмотрим на стоящего за всей этой историей Бога и то, как Он действует по отношению к созданному Им человеку. Главная тема урока – доверие, потому что оно проявляется во всех аспектах поэмы о грехопадении, которую мы будем читать. И нам стоит обратить внимание слушателей на то, насколько доверяют окружающим они.

План урока:

Главный вопрос: В чем именно Бог проявил доверие к человеку в наших Библейских текстах? Почему в моих отношениях с окружающими нет такого доверия?

Ломка льда: За кого из ваших знакомых (включая тех, кто в церкви) вы могли бы стать поручителем в банке? Кому могли бы дать большую сумму в долг? Почему?

1. Доверие Бога в создании свободы другому. Текст Бытие 2:16-17 (с. 2 ВЗ)

Начало нашей истории показывает интереснейший эпизод, в котором Бог совершенно не похож на Свое творение. В прочитанных текстах Он создает дерево, которое становится шансом не послушаться Его. То есть, Он собственными руками приносит в жизнь людей опасность. Это все равно, что поставить на стол у детей дорогую китайскую вазу и сказать: не подходите к ней, если любите нас, родителей. Или не закрывать дверь на улицу на замок, чтобы они могли выйти или впустить кого-то опасного. Или не закрыть им доступ к спичкам и зажигалкам. Мы никогда не допустим такого! И Бог, высадивший в Эдемском саду такое опасное запретное дерево, несомненно, выглядит странным. Кстати, это не только история из Эдема. Это история отца из притчи о блудном сыне – который дает возможность неповиновения и даже провоцирует ее. И, похоже, наша история. Да, мы можем объяснять Его поступок историей про безвольных роботов и добровольно любящих и слушающихся детей, но главное в другом: сами мы на такие поступки не способны. Мы никогда не дадим другому такой свободы, мы привыкли контролировать происходящее. Мы привыкли контролировать другого человека, и только если будет такая возможность, мы выдернем все деревья, где он может поступить плохо (или не по-нашему), из его личного эдемского сада. Доверить ему жить без нашего контроля мы не можем.

Это делается из-за нашего желания стать Богами для других. Бог в нашем понимании – этакий контролер, по чьим желаниям должны поступать все окружающие. Но вот Библейский Бог не такой. Он как раз не деспот. Деспоты – это мы. Причем везде.

Казалось бы, церковь должна стать местом, где собрались люди, наиболее похожие на Небесного Отца. Люди, доверяющие выбору других. Но здесь мы встречаем жесточайший контроль: даже, казалось бы, ясные библейские темы про то же вино, или отсутствующие в Библии запреты на косметику или одежду, или отношения молодых до свадьбы многократно ужесточаются, усиливаются и прописываются всем вплоть до отстранения от церковной жизни. Чем это объясняется? Тем, что «если такое позволить, такое сказать, то до чего дойдет? Они же все сразу побегут грешить!» Это – наша жизнь, жизнь не в любви «верящей всему и всем», а жизнь подчинения воли другого. Тем более, если он – кроткий христианин.

Практика: Когда я в последний раз «создал обстановку», чтобы человек не сделал что-то как он хочет? Стараюсь ли я «поработать» над свободой другого? Ваша община – доверяющая или контролирующая? Похожая на Бога или на деспота?

2. Доверие Бога в разрешении поступить по-своему. Текст Бытие 3:1-7 (с. 3 ВЗ)

Второй эпизод истории грехопадения касается еще более шокирующего для нас Божьего поступка. Мы читаем о довольно долгих хождениях первых людей вокруг дерева, продолжительного искушающего разговора, нерешительности Евы, ее поступка, ее уговоров мужа и, наконец, его решения. Вопрос здесь стоит даже не в этих людях: механизм искушения (сомнения, мечты и прочее) мы разбирали не так давно. Вопрос в другом – где все это время был Бог? Он не успел добежать и переубедить своих несмышленых детей? Он отлучился и вернулся слишком поздно? Да нет, проблема непохожести на нас Бога в том, что все это время Он никуда не пропадал. Он видел абсолютно все, вплоть до мыслей, текущих в головах обоих героев истории. Но Он не вмешивается, Он позволяет человеку совершить поступок. И не невинный поступок, насколько мы понимаем, ведь все зло на планете будет проистекать из него. Все маньяки, войны и прочие страсти были результатом.

В этом «коронная фишка» Бога на протяжении всей Библейской истории. Он видит, как я начинаю мечтать о плохом, как смакую свои мысли, как подбираюсь к поступку, и как я делаю его: рушу свою семью интрижкой, разрушаю чью-то жизнь подлым слухом, навсегда отвращаю от церкви человека ужасным поведением. Нельзя сказать, что Он совсем не вмешивается. То, что Он при этом делает – тихонечко зовет совестью. Тут надо орать мне в уши, потому что я загипнотизирован, а Он, не показываясь на глаза, шепчет так, что я Его не слышу. И поэтому Каин все же использует свой припасенный камень, Давид отдает приказ незаметно подставить Урию, а Иуда получает свои сребреники. Надо было вмешаться! Атеисты очень удачно подмечают этот момент и говорят, что бездействие Бога здесь равно Его вине.

Потому что у нас другая природа, мы не доверяем, в отличие от нашего Бога. Мы берем все в свои руки. Как бы поступили на Его месте мы? Совершенно противоположно. Мы остановим другого, делающего не то. Так, кстати и поступают все, кого мы перечислили: ведь Каин останавливает зарвавшегося брата, Давид мешающего его счастью на любовном фронте вояку, Ева останавливает не давшего ей хорошее Бога и берет все сама. Просто в определенный момент мы защищаем «свою» правду, и очень редко – Божью.

Практика: Что чаще делает Бог – останавливает меня, когда я делаю плохое, или позволяет его совершить? Как усилить в этот момент свою совесть? Нужно ли останавливать себя, когда хочется «дать по рукам» поступающему неправильно?

3. Доверие Бога в позволении пройти через трудности. Текст Бытие 3:14-19 (с. 3 ВЗ)

Последний текст тоже касается доверия, хотя на первый взгляд доверием тут и не пахнет. В нем описано наказание, которое Бог вываливает на несчастных героев нашей истории. Не беря в расчет змея (тк. это малоприменимо к нам, за исключением рассказа о семени жены — Христе), мы можем обратить внимание на суть проклятия. Жена обречена на мучительные роды, муж обречен на мучительный нервный заработок. Зачем Бог делает это? Это все та-же тема, что встречалась нам в первых двух отрывках. Суть Его поступка в том, чтобы осознанно отстраниться, снять защиту, отойти. И срабатывает это наоборот: человек, оставшийся без опеки, защиты, благословений Божьих, без здоровья и заработка ищет Того, кто мог бы ему помочь. Бог отходит в сторону, не вмешивается, чтобы мы искали Его. Может быть, в первых двух случаях, это не срабатывает так удачно, как в этой истории с болезнями и отсутствием средств к жизни – тут надорванный человек ищет Бога изо всех сил. Но потому и ищет, что осознает надорванность и оставленность, чувствуя свое бессилие. До греха, выбирая и смакуя, поискать Бога могут лишь немногие счастливчики, не заглушившие голос Духа или вдруг опомнившиеся от него.

Честно говоря, все это большой риск. Даже здесь, где очевидно, что ты сам виноват в последствиях, легко свалить их все на Бога (это же Он тебя наказал, да наказал настолько жестоко, несравнимо с тем мелким, что я сделал). Отошедшего в сторону Бога часто не замечают. Доверие, которое Он проявляет, остается безответным. Но не у всех. Слепорожденный, который мог обидеться на Создавшего его таким, принимает Иисуса. Апостол Павел понимает, что болезнь работает на близость с Иисусом. Почти все страдающие бездетностью патриархи ищут отношений с Богом, и находят Его. Отошедшего в сторону Бога найти легче, чем Бога, который стоял бы рядом и бил тебя по рукам. Может быть, это хорошая модель и для наших отношений с окружающими? И в свободе больше пользы, чем в нашем контроле?

Практика: Мой Бог сейчас запрещает мне что-то или не вмешивается в мои поступки? Как я обычно чувствую себя, если нет Его благословений/защиты? Из какого состояния я в последний раз начал Его искать? Из близкого или из ощущения, что Его нет?

Вывод.

Итак, чтобы уподобиться нашему Небесному Отцу, нам нужно:

— выйти из роли контролирующих всех вокруг и больше доверять людям вокруг нас;
— приложить все усилия, чтобы научиться слушать тихий голос совести;
— использовать каждую слабость в жизни как повод поиска отношений с Иисусом.

http://pastoreugene.com

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: