1 урок от ПА: ПАВЕЛ АПОСТОЛ ЯЗЫЧНИКОВ
1 урок по письму Галатам: ПАВЕЛ АПОСТОЛ ЯЗЫЧНИКОВ
В первом уроке по новому Посланию мы обратим внимание на то, что очень сильно портит нашу веру, и что апостол хотел бы удалить из христианства.
Проблемы проведения урока:
У нас новая книга Библии и новое пособие по его изучению. Как всегда, мы уберем из него все, что касается других книг Писания и будем придерживаться только обозначенных в каждом уроке отрывков Послания Галатам. В случае, если тема урока будет совпадать с написанным в Библии, мы сохраним ее и будем стараться ее развивать, в случае, если отрывок Писания объединен другой общей темой, мы без сожаления отдадим приоритет Библии. И начнем изучение Галатам мы уже с этого урока – потому что нам кажется более разумным не трогать многострадального Павла, чье обращение, историю и ноги Гамалиила наши слушатели знают наизусть, а более серьезно погрузиться в первую главу Письма. (Иначе в следующий раз придется в ускоренном темпе пробегать за один урок всю первую главу).
Для актуализации Письма Галатам на уроке стоит напомнить о главной проблеме, из-за которой возникла необходимость его писать. Это можно сделать в начале урока, это можно сделать позже, во время его проведения (такой подход будет более оправдан и так слушатели воспримут проблему легче, когда она будет показана из отрывка). Суть трудности, с которой столкнулся Павел, заключается в том, что в Евангелие, данное Богом, людьми были добавлены их традиции. Во времена Павла – иудейство, то есть, идея о том, что настоящим христианином можно стать, только погрузившись в еврейские традиции, включающие обрезания, праздники, законы еврейского народа. Сегодня адвентизм точно так же искушают иудействующие, потому что это прекрасно ложится на наше желание спастись делами (крен в сторону закона, а не Иисуса). Но главное применение урока к современной жизни все же не в этом. Оно в дополнительных вещах, которые к Евангелию добавляют на всех уровнях церкви – от общего учения: оправдание + соблюдение закона до местечковых традиций, типа спасения через пение на служении только лишь Псалмов Сиона.
Главный вопрос: Что мы должны делать, чтобы не отказаться от настоящего Евангелия? Есть ли у нас проблемы, о которых пишет Павел?
Ломка льда: Есть разные классификации людей, например оптимисты и пессимисты. Кем вы себя считаете? Кто вы из 4 темпераментов? Вам легко причислить себя к ним?
- Люди говорят, во что тебе верить. Текст Галатам 1:1-5 (с. 229 НЗ)
В первой главе Письма Галатам (как и в других письмах Павла) содержится большая концентрация прекрасных идей, которые можно было бы обсудить. Но нам нужно выбрать одну общую мысль, которая бы объединила наш отрывок в одно целое. В данном случае в глаза бросается то, с чем борется апостол с первых же слов. Только представившись, он начинает что-то отвергать. Что? Что он был избран не Богом, а «человеками или через человеков» (1). Есть Бог, который дает благодать (3), который совершил искупление и избавляет людей от власти этого мира (4), Он напрямую и открыл Павлу веру (это будет описано чуть позже, в 1:16), и призвал его (1).
За этими словами кроется один интереснейший принцип, абсолютно противоположный нашей практике. Если Павел говорит о личной связи, личной вере, призвании и отношениях, то нас то тянет к другому. Нам легче сказать, не как я лично верю, а как верит моя церковь (адвентисты считают так и так, мы так не делаем, это не едим, и тп). Так, кстати, делала и Самарянка, разведя спор об отцах и об Иудеях – это снимает с тебя ответственность, так жить легче. К тому же нас постоянно зовут к коллективной вере и даже голосом Божьим предлагают считать мнение или голосование какого-то, пусть и самого важного и хорошо подготовленного собрания, но ни в коем случае не личное откровение, данное Богом тебе напрямую.
Павел не ведет здесь речи о том, что личное понимание человека самое правильное. Он говорит о том, что веру нельзя отдать другим, как бы тебе не хотелось скинуть с себя ношу разбирательств с сомнениями, вопросами и разными пунктами вероучения. Ты лично должен выйти на отношения с Богом, научиться слышать Его, получать от Него ответы на вопросы, оценку того, что правильно и что неправильно. Он должен призвать тебя к делу твоей жизни. Никто из человеков (и даже тысячи прекрасных христиан с всего мира) Бога не заменят. Благодать дает Он, а не эти люди. Искупил всех Он, а не собрание верующих в далекой Америке. Силу измениться дает только он, люди же умеют манипулировать, запугивать, подлизываться – но силы к возрождению это еще никому не дало. Поэтому нам важно услышать и попытаться перенять то, что было у Павла, и чего не было у христиан в течение тысячелетий – твоя вера должна быть дана лично Им.
Практика: Мне легче присоединиться к убеждениям других, или разбираться во всем самому? На какие вопросы христианства у меня свой взгляд? Какие вопросы я даже не обдумывал, а принял веру других? Что входит в мой личный символ веры?
- Люди создают для тебя иное Евангелие. Текст Галатам 1:6-8 (с. 229 НЗ)
Развитие темы начинается по окончании приветствия (1-5), которое мы прошли в прошлом пункте. Там Павел обрисовал свою главную тему письма – личное призвание и вред от окружающих людей. Кстати, во всех своих посланиях Павел прямо в первом предложении выдает суть письма, и здесь это – влияние людей.
Этот отрывок начинает само повествование, и оно очень печальное. Христиане вместо Евангелия приняли нечто иное (6). Это уже не Евангелие (7), потому что оно не спасает. Это люди! (7). Люди, портящие то, что дал Бог, запутывающие то, что было легким. В этой короткой истории есть два интересных аспекта.
Во-первых, это христиане, считающие себя экспертами, которые приходят и извращают Евангелие своими дополнительными правилами. В случае Павла это были суперконсерваторы, которые внесли в христианство правила не есть с язычниками, соблюдать принесение жертв и прочие вещи. Они усложняют веру, но как бы делают твое христианство настоящим, ты будешь делать все серьезно, как отцы и деды, «сидевшие в тюрьме за трехангельскую весть еще во времена Маккавеев». Кстати, они полностью захватят церковь и своими руками через несколько лет вытолкнут Павла в руки врагов, заставив идти в храм (см. Деяния 21). Сегодня «эксперты» тоже усложняют Евангелие, внося в него какие-нибудь свои предпочтения, от молитвы в определенной позе до запрета есть по субботам, в зависимости от извращенности фантазии. Это проповедуется от маленьких кафедр, где спастись можно только не празднуя Новый Год и день рождения, до всемирных микрофонов, откуда слушатели рок-музыки или джаза объявляются погибшими. Возможно, это синдром мессии, и люди хотят быть богами в жизни других людей.
И во-вторых, у них это успешно получается. Семена падают на прекрасную почву. Хоть во время Павла, хоть сегодня христиане как бараны идут за «жесткой рукой», которая громоздит им эти дурацкие правила. Скажи церкви, что с понедельника АСД должны есть только 1 раз в день – и все закричат «ура». Возможно проблема тут в нашей безответственности, ну а рецепт излечения – в возвращении от людей к Богу.
Практика: Во мне есть желание «жесткой руки»? В моей церкви? Почему усложнение веры выглядит более привлекательным? Почему между свободой и клеткой легче выбрать второе? У меня есть искушение усложнить Евангелие другим?
- Люди принимают твое повиновение. Текст Галатам 1:9-10 (с. 229 НЗ)
Последние тексты отрывка открывают главное последствие согласия на то, чтобы другие составили для тебя символ веры, возомнили, что это именно они принесли тебе настоящее Евангелие и за руку привели в Царство. Принимая это, ты угождаешь уже не Богу (10). Ты слушаешь, широко раскрыв рот, грешных и испорченных людей. Ты повинуешься им, в какую бы сторону они тебя не направили. Ты подчиняешься их скрытым манипуляциям и явным приказам. И обо всем этом Павел говорит в рамках христианства, церкви, общины верующих. Как это не прискорбно, папы есть не только у католиков, они были у Галатов, были в Иерусалиме (см. их прибытие к Петру во 2 главе), их полно и у нас. И человек, созданный для поклонения только Богу, занят совершенно не угождением Ему. Есть другие ребята, перехватившие все это.
В 10 тексте Павел подчеркивает идею Иисуса о том, что у тебя не может быть несколько хозяев. Возможности человека ограничены. Либо ты слушаешься Бога, либо тебе надо обслужить религиозников, возомнивших себя богами (или посредниками между Богом и человеками) в твоей общине и всей конфессии. Священники, уверовавшие в Иисуса, не могут даже сказать об этом, потому что им надо угодить работодателям. Мать и братья не могут за Него заступиться, они собираются запереть Его дома, как сумасшедшего – из-за давления фарисеев. Пилат подписывает приказ об убийстве, чтобы угодить верующим. Как бы ты не прятался, злая воля людей (верующие тоже остаются не менее злыми, особенно если они любят власть) столкнется с волей Божьей, и ты выберешь совсем не Божье. Ты не видишь Его сейчас, не так сильно боишься, Он простит и тп, а люди – вот они, угрожают, пугают, заставляют и выкручивают руки. Ясно, за кем ты пойдешь.
Это достаточно интересная тема, ведь она говорит о желании обладать волей другого даже в самой благоприятной среде – церкви. К сожалению, даже здесь мы проявляем себя во всей красе, мы испорчены. Даже любя, мы норовим подмять другого человека. И нам стоит задуматься, не занимаемся ли мы этим в наших общинах, подчиняя других своим желаниям и своему авторитету.
Практика: Замечал ли я в христианстве, чтобы кто-то хотел повиновения себе? Когда меня не слушают, хотел бы я заставить другого подчиниться? Как я пытаюсь влиять на людей в моей церкви? Они на меня? Как нам позволить себе и другим слушаться Бога?
Вывод. Для того, чтобы грешные люди не испортили христианство, нам нужно:
— лично выйти на прямую связь с Богом, решая с Ним все сомнения и вопросы;
— не перекладывать ответственность с себя на тех, кто хочет усложнить веру;
— увидеть, что люди склонны подчинять себе, а нам нужно подчиняться Богу.
Мы начинаем изучать послание к Галатам с личности его написавшей, т.е. с бывшего фарисея Шауля, взявшего после обращения себе неиудейское имя Павел (от латинского «маленький»).
Его жизнь как и жизнь любого из нас да и всей нашей цивилизации в целом, можно условно разделить на три периода: жизнь до встречи со Христом, момент самой встречи и жизнь после встречи (соответственно мы считаем хронологию до Р.Х.и после Р.Х.).
Вспоминая свою жизнь до обращения (Деян. 26:5;22:3;Галатам 1:14;Флп. 3:4), Павел говорит, о том кем он был, у кого учился, где родился и сколько по своей дурости «наломал дров». Верующим тоже свойственно (нас к этому даже поощряют в назидание другим) рассказывать о том, кем мы были до церкви: сколько пачек сигарет в день выкуривали или бутылок водки выпивали, сколько лет «на системе сидели», сколько ходок сделали, в каком окружении бандитском росли и у кого из криминальных авторитетов учились. На христианском лагере один служитель на протяжении всей смены рассказывал какой он раньше был нехороший человек и как по нему плакала тюрьма в буквальном смысле слова. Потом его историю напечатала газета «Акцент»: криминальный авторитет пришёл к Богу, вот только незадача, это произошло энное количество лет назад, видимо не нашлось истории поновее, получилась миссионерская история «не первой свежести». У Шауля в отличии от нас прошлое кристально, он с детства был научен различать плохое от хорошего и в дурную компанию не попадал, но вспоминать своё прошлое тоже любил как и мы. Вопрос только служит ли это кому то назиданием? Как криминальные авторитеты не повалили вслед за братом в нашу церковь, так и фарисеи не последовали примеру Шауля, для нас его образ жизни тем более в диковинку.
Момент обращения. Деян.9.1–9.
Особенно любимая у нас в церкви тема, где и как тебя настиг Христос, чем Он тебя зацепил? С неё начинают знакомиться на лагерях и в общинах. Когда-то у нас бытовала теория, что прежде чем привести человека ко Христу, его нужно основательно напугать будущим судом и Божьим гневом. Павла Иисус застращал по полной программе.У наших пионеров (большинство из которых было строителями) бытовало выражение: смотри брат, чтобы Христос не застал тебя с кельмой в руке. Эти слова повторялись при случае при каждом упоминании Второго пришествия Христа. Шауля Иисус настигает с письмами и бичом, которым он хотел очистить синагоги от ереси, Павел повалявшись в пыли начал жизнь с чистого листа. Лучше ошибаться что-то, делая, чем сидеть «в пещерах» ожидая Христа боясь, что-нибудь нарушить или сделать не так как надо. Лука пишет: «люди же, бывшие с ним, от изумления потеряли дар речи: они слышали голос, но никого не видели.»(Деян.9:7).Бог в отличие от нас не делает массовых евангельских компаний то, что произошло, было сделано для одного Павла, в тот день никто больше не обратился. У Бога для каждого из нас свой подход, метод и свой день посещения.От читаемых перед СШ миссионерских вестей с дальних полей никому ни холодно, ни горячо, потому как они важны для человека, которого коснулся Бог. Бог не действует по шаблону и снаряд в одну и ту же воронку не попадает дважды. У Ю.Шевчука есть песня «Разговор на войне» она оканчивается так: «Я что-то понял — он не врал, но рассказать не смею, я что-то понял — он не врал, но выразить не смею». То, что мы переживаем в душе, при встрече с Богом очень трудно передать словами, да и нужно ли?
После обращения 2 Кор.11:21-30. Синдром Илии. «Остался я один, и моей смерти ищут».
Павел подбивает итоги, что он получил, когда перешёл из иудаизма в христианство. Любителям церковной статистики посвящается (смотри отчёты, которые заполняют руководители отделов ежемесячно,квартально). То, что было призвано служить инструментом в деле исправления недостатков в служении отделов, превратилось в самоцель и сегодня за неподачу отчёта тебя могут очень сильно поругать (благо, что не оштрафуют, как в миру делает ДФС). Ну, зачем ломать себе голову, изобретать велосипед, есть два добрых проверенных отцами метода: кнута и пряника!!! Читая Павла, ловишь себя на мысли, что так же голосит мать, которая погрязла в рутине повседневных дел. Так же голосит с амвона пастырь (пресвитер), что он один остался «в проёме», только он один по-настоящему трудится на ниве Господней не покладая рук, а все остальные бездельники и тунеядцы приходят в субботу, чтобы просто поспать на проповеди. Любим мы иногда похвастаться, что на нас всё в общине держится, и никто этого по-настоящему не ценит.
Подводя итог, мы можем сказать, что Павел упоминает, каким он был страшным грешником до обращения, какой уникальный метод применил Христос для его обращения, и сколько ему пришлось вынести страданий на христианском пути.