ИСТИНА, РЕШЕНИЕ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ, ОТВЕТ

ИСТИНА, РЕШЕНИЕ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ, ОТВЕТ


ИСТИНА, РЕШЕНИЕ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ, ОТВЕТ

На протяжении XIX – XX веков почти исключительным вниманием Церкви было провозглашение истины о Христе. Буклеты, радиопрограммы, уличные проповеди и прочие методы были направлены на информирование слушателей в формате монолога. Такой подход к благовестию сложился как ответная реакция на нападки со стороны носителей философии модернизма. Адепты Просвещения провозгласили разум наивысшим авторитетом, и именно рациональная аргументация стала их основным оружием в войне против Христа.
В итоге, и христианская проповедь эпохи модерна в наибольшей мере была сосредоточена на распространении информации. Поскольку же и слушатели находились в том же метакультурном контексте, в целом это работало. Хотя и с некоторыми извращениями. Ведь любое беззаконие можно, в конечном итоге, оправдать рациональной целесообразностью. Вспомните, к примеру, межденоминационные баталии, в которых каждая сторона абсолютно уверена в безошибочности собственной доктринальной позиции. Или, скажем, – поддержку национальными церквами кровавых диктаторских режимов, как в прошлом, так и в нынешнем веке.
Тем не менее, Слово Божье продолжает распространяться. Похоже, что Дух Святой зачастую действует не в соответствии, а вопреки нашим усилиям.
Не следует, однако, забывать, что наилучшими образцами веры, сведенной исключительно к измерению «истина» являются… бесы! Они проинформированы в богословских вопросах, как никто иной. Они сразу же, без тени сомнения, провозглашали Иисуса Сыном Бога Всевышнего. Они не просто веруют, но «веруют и трепещут» (Иакова 2:19)!
Впрочем, с конца ХХ века, в контексте всеобщего разочарования идеями модернизма, произошло смещение фокуса и в благовестии. Ключевым понятим становилось «принятие решения». Именно на это, на «примите решение», были направлены массовые евангелизации того периода. Опять же, когда слушатель находится в том же контексте, что и проповедник, это более-менее работает. Но соотношение значительных краткосрочных усилий при стадионных евангелизациях к их долгосрочному результату показывает слабость и этого подхода.
В чем же причина популярности таких «одномерных подходов»? На мой взгляд, они удобны тем, что связаны с минимальным внутренним риском для самого благовестника. Рассказывая другим о Христе или призывая их к принятию решения, самому меняться вовсе необязательно. Почитайте, к примеру, расхожие комментарии к околобиблейским постам в социальных сетях. Кто-то поддерживает мнение автора, кто-то категорически не соглашается. Но и те и другие, как правило, проявляют полное единство в том, что кто-то иной, а не они сами, следует за Христом как-то не так. А надлежало бы, в большинстве случаев, задумываться: правильно ли я сам исполняю заповеди Господни? Сучок в чужом глазу – лучшее офтальмологическое средство для обнаружения бревна в собственном!
Апостол учит: «Будьте всегда готовы дать ответ любому, кто спросит вас, на чем основана та надежда, что живет в вас» (1 Петра 3:15, РБО). Так вот, проблема вовсе не в том, что у нас нет ответов. Их – сколько угодно! На любую тему. Проблема в том, что никто не спрашивает. Ведь отвечать-то надо не с безапелляционной уверенностью в собственной правоте, а «с кротостью и благоговением», да еще и имея «добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (3:15-16). Согласитесь, ни одна из версий «одномерного христианства» этих элементов не включает.
Следует помнить, что Иисус – не только Истина (Что надо знать?), и не только Путь (Какое решение надо принять?). Он еще и Жизнь (Каким надо быть?).
Следуя за Ним, мы, «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ» (2 Кор 3:18). И лишь все более уподобляясь Ему, преображаясь «от славы в славу», мы будем не просто зазывалами или пересказчиками евангелия, а станем соучастниками его (1 Кор 9:23). Станем соучастниками 3-D евангелия Пути, Истины и Жизни. И те, кто будут видеть плоды нашего преображения, начнут спрашивать: что с вами не так? Почему вы не такие, как все? Вот тогда-то и нужно быть готовым дать ответ.
Сергей Головин

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: