ЗАКВАСКА ЦАРСТВА
ЗАКВАСКА ЦАРСТВА
Основанием притчи, как литературного жанра, служит аналогия. Это относится и к евангельским притчам Царства. А потому для их правильного истолкования важно определить: по какому именно признаку проводится аналогия в данной конкретной притче? И в чем именно она заключается: является данное уподобление аналогией свойств или же – аналогией отношений?
Так, параллель между Царством небесным и купцом, ищущим хороших жемчужин (От Матфея 13:45), не означает необходимости искать что-либо круглое и блестящее. Это – аналогия отношений, а не свойств: мы должны стремиться к подлинным ценностям, и без сожаления отказываться от всего, что таковыми не является.
С другой стороны, многие, ища аналогию отношений там, где ее нет, считают закваску библейским символом греха, и потому испытывают трудности при толковании притчи: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (От Матфея 13:33). Но это – не аналогия отношений, а аналогия свойств.
У закваски нет отношений ни с кем, но есть два характерных свойства: (1) попав в соответствующую среду, она полностью меняет ее; (2) это требует некоторого времени. Потому-то Царство Небесное подобно закваске: если в каком-либо коллективе оказался верующий, там уже ничто не останется таким, как было раньше. Хотя произойдут эти изменения не мгновенно.
По той же самой причине надлежит бояться закваски фарисейской, поскольку лицемерное законничество не менее заразительно, чем вера (От Луки 12:1).
С другой стороны, наш выход из рабства греха должен быть не постепенным, а мгновенным. Апостол пишет: «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Коринфянам 5:6-8).
Павел уподобляет наше обращение ко Христу освобождению евреев из Египетского плена. Исход был не неким продолжительным процессом, а однократным событием. Он произошел столь быстро, что на заквашивание теста просто не было времени: «И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу» (Исход 12:39)
Сергей Головин, «Библия и логика»
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой