В ЧЁМ СМЫСЛ АПОКАЛИПСИСА?

В ЧЁМ СМЫСЛ АПОКАЛИПСИСА?


В ЧЁМ СМЫСЛ АПОКАЛИПСИСА?
Библейский литературный жанр апокалипсиса совсем не характерен для литературы нашего времени. Поэтому современный читатель скорее воспринимает Откровение буквально, со всеми числовыми образами и предсказаниями близкого конца, что вызывает крайнее замешательство. Именно с этой точки зрения я бы назвал Книгу Откровения самой трудной.
Рассказывая о смысле Апокалипсиса, позвольте начать с того, чем эта книга точно не является. Не стоит думать, что автор обладал знанием (или оно ему дано было Богом) отдаленного будущего. Поэтому бесполезны все спекуляции о том, сколько осталось до Второго Пришествия или когда наступит конец света, — спекуляции основанные на Книге Откровения или на Книге Даниила, которая тоже относится к жанру апокалиптических видений.
Тем не менее, эти спекуляции преследуют человечество уже 2000 лет, и время от времени вдруг появляются люди, которые, размахивая Книгой Откровения, объявляют, что вот, наконец, они разгадали значение чисел, и конец близок. Но все эти интерпретации оказываются ошибочными: мир все еще существует.
Главный смысл Апокалипсиса — надежда во времена гонений. Символическим языком — огромные звери, драконы, наводнения, огонь и т. п. — автор описывает свое время как время
суровых бедствий и страданий, произведенных злом. Но при этом он желает заверить читателей в том, что Бог все видит — отсюда образ небесной книги, где все записано, или идея о том, что всему происходящему положен предел, или образы ангелов, побеждающих силы зла, или даже добрых зверей, которым под силу победить злых зверей.
Автор говорит гонимым и страждущим, чтобы они не отчаивались, ведь Бог положит всему этому конец и восторжествует. Он спасет тех, кто остается верным Ему, и уничтожит силы зла. Когда это произойдет? Скоро.
Но «скоро» можно сказать в написанном и за 500 лет до Христа (Иезекииль и Даниил), и в конце первого христианского столетия (Апокалипсис). «Скоро» — с точки зрения Бога и в соответствии с нашей твердой верой — это значит, что Бог не позволит до бесконечности попирать и истреблять Свой народ.
Но есть и более глубокий смысл, на котором я остановлюсь лишь вкратце. Существует убеждение, что все происходящее на земле под видом войн, преследований и катастроф — всего лишь бледная и незначительная часть всей действительности. Гораздо важнее то, что происходит на небесах: мириады ангелов и святых хвалят Бога, а Он побеждает сверхъестественные силы зла (например, Михаил одерживает верх над сатаной).
Автор Апокалипсиса часто видит одновременно небесное и земное и показывает читателю смысл более обширной действительности за пределами вселенной. Величественная небесная литургия — реальность, если смотреть глазами веры.
И поэтому мы обязаны участвовать в небесном и не ограничиваться только тем, что можем видеть или ощущать нашими органами чувств. Мистическое, сверхмирное, небесное — все это аспекты того дара апокалиптической литературы, который она привнесла в христианское вероучение и миросозерцание. Вот почему когда фундаменталисты в таком произведении, как Откровение, ищут главным образом ключ к объяснению истории, я воспринимаю это как карикатуру. Часто они упускают из виду саму суть мистического измерения.

Реймонд Браун

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: