СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ДЬЯВОЛ?
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ДЬЯВОЛ?
Не все христиане верят в то, что дьявол — это реальное существо. Они считают, что отсылки к сатане — это попытка объяснить существование зла и страданий в мире в до-научные времена.
Лично я не опровергаю идею существования дьявола, потому что мы живем в такой вселенной, где многое непонятно и неизвестно. У множества людей вера как в Бога, так и в дьявола, по сути, суеверна, но при этом существуют люди, рационально верящие в Бога.
Причины разумной веры в Бога заключаются в том, что люди наблюдают за определенным порядком в мире, а также в том, что они верят в моральный порядок мира и верят в эстетический порядок существования. По этим причинам, естественным образом, они приходят к выводу, что существует какой-то идеал, независимый от нашего разума. Что-то, что превосходит способности нашего разума, то, что мы называем Богом. Сумма всего идеального, краеугольный камень порядка, добра, красоты и справедливости. Наверное я не ошибусь, если скажу, что большинство великих мыслителей и основателей науки, в том или ином виде верили в существование Бога.
Но если пытаться объяснить нерациональные черты существования зла и хаоса в мире, для этого нет необходимости в существовании в мире Сверх-мудрости, потому что порядок или мораль в разуме большинства связана с высоким интеллектом, а хаос и зло нерациональны. Поэтому существуют люди, верящие в Бога, потому что их вера не суеверна, и при этом не верящие в дьявола, именно потому, что их вера не суеверна.
В до-научные времена люди не понимали происхождение психических заболеваний, и того, откуда берутся нерациональные решения. Когда они видели вулкан, они верили что это изливается огонь из ада. Когда случалась какая-то природная катастрофа, ее первопричиной считали либо Бога, либо дьявола, они не знали что существуют естественные причины этих явлений, и поэтому боялись. Если в стране разразилась чума, то убивали всех кошек, вместо того чтоб оставить их ловить крыс, ведь считалось, что черная кошка имеет какую-то связь с дьяволом. Кроме того, если находили какую-то женщину, у которой было две или три черные кошки, плюс людям казалось, что в ее поведении есть что-то сомнительное, то ее сжигали на костре, сопровождая это молитвенными процессиями, чтобы Бог изгнал дьявола. И такое происходило в колониальной Америке до 17 века, — почитайте о процессах над ведьмами. В этом очень много суеверий, которые исходят из страха перед неизвестным, из страха перед тьмой, перед тем, чего люди не могут понять.
Возьмем, к примеру, пятую Иоанна главу, где идет повествование о купальне Вифезда: «Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». (Иоанна 5:4).
Елена Уайт интерпретирует этот отрывок так: «Природное явление волновало воду, и люди в своем суеверии, объясняли это явление, как вызванное ангелом». По примеру Елены Уайт я позволю себе применить данный подход и к другим текстам Библии.
Люди верили, что эпилептические припадки вызваны демоном, психические расстройства — такие, как раздвоение личности, — это доказательство того, что эти люди были одержимы несколькими демонами, все психические болезни — это проявление действий демонов, и так далее. Люди верили во все это, потому что жили в до-научные времена В наши дни такие объяснения неприемлемы, потому что мы знаем, что для всего этого существуют естественные причины. Сегодня мы уже знаем, что определенный химический дисбаланс в мозге человека может вызвать проявления, которые ранее считались вызванными демонами.
Как говорил Исаак Ньютон, верующий человек, библеист, которого многие признали величайшим ученым всех времен: «Примеры изгнания дьявола, которые мы встречаем в Новом Завете, — это то как люди поняли данное событие, а не то, каковым оно было на самом деле».
В модернизме, индивидуум в состоянии познать истину независимо от традиции, авторитета церкви или государства, и популярных предрассудков, если при этом он умеет думать, использовать законы логики, и если он будет основываться на фактах.
В постмодернизме существует скептицизм по отношению к разуму, потому что наши политики научились апеллировать к нашим эмоциям, и люди привыкли думать эмоционально. При решении всех проблем мира, например, расизма, иммиграция и т.п., — любые политики, будь то Трамп, Клинтон, Путин, — всегда обращаются к эмоциям, а не к разуму.
Начиная с первой книги Библии нам ясно говорится, что единственным действующим лицом в ней является Бог, и никогда не говорится о сатане, от Бога мы получаем добро и зло. В книгах Иова и Захарии, одних из самых последних книг Ветхого Завета, появляется Сатана в роли божественного прокурора, поставленного на эту должность Богом. Похоже, что Сатана слишком ревностно исполняет свой долг, но в этих книгах он никоим образом не является дьяволом из нашего представления. Эволюция концепции сатаны произошла, начиная с межзаветнего периода. Наши представления о дьяволе исходят из апокрифических книг, откуда взялись также понятия ада и чистилища, и поэтому из этих книг следует принимать все, или ничего.
Я не верю в дьявола, придуманного в христианстве. Это образ, возникший вследствие предрассудков, навеянный страхом. Я предлагаю освободиться от этих предрассудков, вернуться к модернизму, поставить в приоритет разум, иосновывать наши понятия на фактах, а не на эмоциях.
Пастор Эдмонд Константинеску
Перевод с румынского: Игорь Белый
То есть, все истории в новом завете про одержимых бесами, типа легиона, с которыми Иисус разговаривал, выгонял, они в свиней там заходили и топились (то есть психическое заболевание перешло в свиней) — это мифы, сказки?))
Неужели из-за существования литературного инструмента персонификации нужно теперь всё огульно обезличивать?!
Таким образом, автор предлагает изгнание бесов Иисусом и Его учениками понимать не буквально (как написано), а образно, как простое физическое излечение болезни, а не как устранение ее причины?