СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА И БЛАГОДАТИ 

СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА И БЛАГОДАТИ 


#степанов #закон_и_благодать #доктрины_асд

СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА И БЛАГОДАТИ 

Как-то мне позвонили мои друзья и рассказали о том, что один пастор сказал обо мне, что я «во Христа «вдарился» и проповедую благодать». Его спросили: «А что в этом не так?». Он ответил: «Ну надо же ещё и о законе проповедовать, чтобы был баланс».
Так вот, отцы благодатные, «баланс» это или пресловутые «два весла», они никогда не должны ставить закон и благодать на равный уровень. Закон – атрибут святилища, его место – под крышкой ковчега, он ВСЕГДА НИЖЕ БЛАГОДАТИ (накрыт ею), так как ЦЕЛЬ ЗАКОНА ЛИШЬ СЛУЖЕБНАЯ – обвинить грешников (даже лучших из нас). В свете закона участь всякого жителя нашей планеты – «ИНФЕРНО ФАТУМ», если бы не было «преизобилующей благодати» (см. Рим.5:20), ПОКРЫВАЮЩЕЙ ЗАКОН и дающей ПОКРЫТИЕ ПРАВЕДНОСТИ даже худшим из нас.

Да, я очень даже согласен с тем, что Десять заповедей – лучшая из конституций на Земле, но она – лишь бледное отражение и весьма малый отголосок ЛЮБВИ – СУТИ «ЗАКОНА» из сердца Бога. И очень прав святой Павел, когда говорит: ***Рим.13:10 «Любовь не делает ближнему зла; итак, ЛЮБОВЬ ЕСТЬ ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА». И выше сказано: ***Рим.13:8 «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо ЛЮБЯЩИЙ другого ИСПОЛНИЛ ЗАКОН».

Единственный, существующий на Небесах закон – ЛЮБОВЬ, «потому что Бог — это любовь» (1Ин.4:8, Библия РБО-2011), любовь, действительно, – и в уме, и в сердце Бога. Никаких копий скрижалей там нет, а то ещё, дай нам волю, мы и рабовладельческий строй перенесём на Небо вместе с четвёртой заповедью, так как она говорит: «ни раб твой, ни рабыня твоя» (Исх.20:10).
«Почитай отца и мать…», «Не прелюбодействуй» и прочее – не может быть частью Божьего характера, это лишь интерпретация ЛЮБВИ в земных несовершенных тезисах с поминанием Египта, наказания для третьих или четвёртых родов и субботства для эксплуататоров рабов и рабынь.
Бесконечно прав Павел, представляющий в 4-й главе Послания к Галатам закон и благодать в аллегории Агари и Сары, персонажей, олицетворяющих природу двух заветов. Агарь – лишь служанка Сары, равно как и ЗАКОН – СЛУГА БЛАГОДАТИ. Его роль подчинённая, он лишь обнаруживает нашу непрестанную нужду во Христе, и в такой роли он на своём месте.
Однако, когда «отец всех верующих» разрешил служанке влезть в постель Сары и зачать ребёнка, который не является «сыном обетования», но который может быть представлен, как имеющий отношение к наследству, Бог говорит ясно: ***Гал.4:30, Библия РБО-2011 «ПРОГОНИ РАБЫНЮ с сыном, чтобы сын рабыни не наследовал вместе с сыном свободной».
Таким образом Бог приглашает каждого уверовавшего в Иисуса, РАЗВЕСТИСЬ СО СЛУЖАНКОЙ (заветом дел), иначе не можем радоваться союзу со свободной женой (заветом благодати). Однако правда в том, что на протяжении многих лет и я, и мои единоверцы были научены стараться изо всех сил сожительствовать одновременно и с Агарью, и с Сарой, содержа их как «два равных весла», причём с предписанной обязанностью – как можно чаще восхищаться именно рабыней (законом).
Правда в том, братья, что человек по природе не только «беззаконник», но и «законник». Мы непрестанно пытаемся и себе самим, и всем вокруг, и даже Богу доказывать то, что мы не так уж и плохи. По этой причине верующие куда более приспособлены видеть свои спасительные гарантии в различных религиозных «мицвах», нежели доверяться благодати Бога.
Один из уже упомянутых мною современных христианских мыслителей весьма точно подметил, что законничество непременно приводит ТОЛЬКО К ДВУМ ПОСЛЕДСТВИЯМ: к поражению, если вы честны, и к лицемерию – в противном случае.
Можно очень долго носить маски, играть в строгую Церковь и завоевывать уважение общественности, трубя всюду о строгости наших религиозных правил, однако никакой маскарад не в силах изменить реальность. Рано или поздно жизнь под законом обязательно даст трещину греха, ибо ЦЕЛЬ ЗАКОНА – ОБВИНИТЬ НАС, ВЗЯТЬ НАС ПОД СТРАЖУ И ПРИГОВОРИТЬ К СМЕРТИ.
Взгляните, пожалуйста сами, со слов Павла, Бог пленил нас в ЗАКЛЮЧЕНИЕ, чтобы пленённых помиловать и освободить, и это стало доступно всем! ***Рим.11:32 «Ибо ВСЕХ ЗАКЛЮЧИЛ Бог в непослушание, чтобы ВСЕХ ПОМИЛОВАТЬ».
Закон всегда требует не менее, чем совершенства, и всякий пред ним обязан закрыть рот, так как нет никого совершенных. Он объявляет всех нас виновными независимо от того, сколько мы исполнили, 1% или 99%. Именно поэтому Иаков и говорит: ***Иак.2:10, Библия РБО-2011 «Ведь тот, кто исполнил весь Закон, но в чём-то одном оступился, ВИНОВЕН В НАРУШЕНИИ ВСЕГО ЗАКОНА». Таким образом осуществляется его предназначение, ибо закон и должен давать нам ОСОЗНАНИЕ НАГОТЫ И НЕПРАВЕДНОСТИ пред Богом, а с этим и обнаруживать нашу ежесекундную потребность во Христе.
***Рим.3:19 «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит К СОСТОЯЩИМ ПОД ЗАКОНОМ, так что заграждаются всякие уста, и ВЕСЬ МИР СТАНОВИТСЯ ВИНОВЕН ПРЕД БОГОМ». Согласно этому тексту закон блестяще осуществляет своё предназначение, указывая всему миру на недостатки и обвиняя всех нас во грехе.
Всякий человек, находясь под стражей закона, КАК В ТЮРЕМНОЙ КАМЕРЕ каждую минуту получает напоминание о том, что является грешником, а потому осужден и ждёт исполнения смертного приговора! Однако всё это – лишь до того часа, когда грешник будет НАСТИГНУТ БЛАГОДАТЬЮ через возвещение Евангелия!
Прочтите, братья, об этом снова: ***Гал.3:22,23 «Но Писание ВСЕХ ЗАКЛЮЧИЛО под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы ЗАКЛЮЧЕНЫ БЫЛИ ПОД СТРАЖЕЮ ЗАКОНА, до того времени, как надлежало открыться вере».
До какого времени мы находимся (заключены) под стражей закона? Лишь до пришествия веры! Именно до обретения веры, какими бы хорошими мы ни казались себе, мы все до единого находимся под обвинением и осуждением закона. Уверовав же, мы больше не находимся под стражею закона, мы УЖЕ НЕ В ТЮРЕМНОЙ КАМЕРЕ, но обрели чудесное водительство Духа Святого и Его реальную жизнь внутри нас, а потому – уже свободны, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).
Таким образом закон ведёт неверующих ко Христу, делая «весь мир» виновным пред Богом. Закон всегда показывает ГРЯЗЬ НА ЛИЦЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, однако он НЕ ИМЕЕТ СПОСОБНОСТИ ОЧИСТИТЬ это лицо! За решением этой проблемы мы идём к Голгофе.
Именно поэтому закон в соответствии с Божьим замыслом был дан ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КАК АТРИБУТ СВЯТИЛИЩА, где непрестанно проливалась жертвенная кровь, указывая грешнику на средство очищения. Таким образом, закон всегда был ОБРАМЛЁН В БЛАГОДАТЬ.
Закон и меня когда-то привёл к обращению. Спросите, каким образом? Это хорошо знакомо тем из нас, кто вёл «войны Господни», сражаясь вроде бы за справедливость и веру, но при этом обнаруживая то, как легко даже в справедливых сражениях ваше сердце захлёстывают не такие уж «христианские» чувства.
Однажды, благодаря осмыслению духовной сущности закона, будучи «соблюдателем» заповедей среди таких же «соблюдателей» в Церкви «сохраняющих заповеди» я ясно увидел свою полную непригодность для Небес, свою чрезвычайную греховность и полную обреченность на погибель. Евангелие же очень вовремя принесло моему сердцу весть о Божьем решении для меня, заключающемся в ОПРАВДАНИИ И ПРОВОЗГЛАШЕНИИ МЕНЯ ПРАВЕДНЫМ исключительно благодаря жизни и смерти Иисуса Христа.
Именно поэтому я и уверен, что каждый грешник, осмыслив своё безнадёжное положение, может смело положиться на обетование спасения через веру в Иисуса Христа. Бесспорно, этот шаг – не просто новая страница в нашей жизни, а исключительно и полностью новая жизнь нового, теперь уже свободного человека.

Думаю, что именно об этом говорит святой Павел: ***2Кор.5:17, Библия РБО-2011 «Итак, кто соединен с Христом, тот НОВОЕ ТВОРЕНИЕ. Старое прошло — и вот настало новое». Закон пленил всех нас «под белые ручки» и определил на тюремное заключение до приведения в действие смертного приговора над нами, а Евангелие во Христе освободило нас, и теперь мы стали новым творением в надёжных руках Бога!

Братья, Вы хорошо знаете, что где-то в «пионерских» недрах нашей чудесной колыбели веры когда-то родилась, а затем отразилась в нашем литературном наследии идея о том, что в центре вселенского конфликта якобы стояло сатанинское заявление о том, что сотворённым существам невозможно подчиняться заповедям Божьим.
Далее многие наши благостные энтузиасты (включая меня и, вероятно, многих из читающих эти строки) больше полутора столетия пытаются эту идею всячески поддерживать, насаждая учение об эдаком «остатке», якобы призванном ВСЕМ ВО ВСЕЛЕННОЙ ДОКАЗАТЬ, что жить по заповедям вполне доступно не только небожителям, но и грешникам нашей планеты.
Люди наших общин на протяжении многих десятилетий были убеждаемы в том, что путь спасения находится в религиозной организации «соблюдателей» всех Десяти заповедей.
Множество присоединившихся к нам неофитов изо всех сил ПРОБОВАЛИ ВЕРИТЬ В СВОЮ СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ «СОБЛЮДАТЕЛЯМИ», но затем – либо черствели в этом заблуждении, либо разочаровывались, потому что непреложно ясное как белый день, уже упомянутое мною выше апостольское утверждение, о том, что «закон духовен», а человек «плотян, продан греху» (Рим.7:14).
В то время, когда наше правоверие писало семинары «о более совершенном соблюдении субботы» и спорило о том, кушать ли закипевший в субботу борщ, чистить ли по субботам штиблеты и позволительно ли смывать пот в субботу, евангельское богословие ещё со времён Мартина Лютера весьма верно утверждало то, о чём уже в наше время красноречиво сказал благословенный доктор Дезмонд Форд: «Заповеди Божии – как звёзды, они всегда указывают нам верный путь, но всегда НЕДОСЯГАЕМЫ».
Я никогда не могу соответствовать духовной природе Божьего закона, в его свете я – всегда погибший… Таковы и все мы, однако Иисус «перечеркнул СПИСОК НАШИХ ДОЛГОВ, предъявленных к оплате ПРЕДПИСАНИЯМИ ЗАКОНА, и УНИЧТОЖИЛ ЭТОТ СПИСОК, пригвоздив его К КРЕСТУ» (Кол.2:14; Библия РБО-2011). Список всех наших долгов перед законом полностью уничтожен Спасителем! Эту радость у нас теперь не забрать, Бог расплатился за неё в полной мере, она полностью наша по вере!
Очень прав, дорогие братья, доктор Мартин Лютер, когда говорит, что всякий, кто может правильно объяснить взаимосвязь между законом и благодатью является истинным богословом.
К моему большому сожалению, лично мне понадобилось весьма немало времени для того, чтобы лично убедиться, что все ПОПЫТКИ СОБЛЮДАТЬ ЗАПОВЕДИ (даже с оговоркой «не своей силой») иссушают настоящую жизнь Бога внутри наших сердец.
Те из наших единоверцев, кто любит доказывать свою праведность и «исправленность», были бы рады тому, чтобы главным АКЦЕНТОМ библейской веры были заповеди и прочие религиозные предписания. Но, братья дорогие, разве же верующие люди не крадут, не убивают, не изменяют своим жёнам или мужьям лишь потому, что существуют заповеди, запрещающие это делать? Или же мы этого не делаем потому что любим Бога и жизнь, исполненную Божьего присутствия?

Согласно богословию апостола Павла предписания закона нужны лишь для необращённых или неверующих людей. ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ закон может служить добрую роль! Ведь его цель – доказать греховность всякого человека и привести его к Спасителю. Прочтите, пожалуйста, об этом в очередной раз и своими собственными глазами:
***1Тим.1:8-11, Библия РБО-2011 «А мы знаем, что ЗАКОН ХОРОШ, ЕСЛИ им правильно пользоваться и сознавать, что ОН НАПИСАН НЕ ДЛЯ ПРАВЕДНИКА, а для людей, преступающих закон и самоуправных, нечестивых и грешных, кощунствующих и безбожных, посягнувших на жизнь отца или матери, убийц, развратников и извращенцев, работорговцев, лжецов, клятвопреступников и ВСЕХ, КТО ПРОТИВИТСЯ ЗДРАВОМУ УЧЕНИЮ, ЗАКЛЮЧЁННОМУ В ВЕСТИ О СЛАВЕ БЛАЖЕННОГО БОГА, — Вести, что была мне доверена».

Лично для моей веры этот отрывок Библии (как и другие, подобные ему) слишком долгое время почти ничего не значил. Я был научен и сам учил тому, что закон дан для соблюдения и подтверждения верности Богу. Основной акцент моей веры был сосредоточен на важности заповедей и на так называемом формировании характера… Пропагандируя соблюдение заповедей – как основу взаимоотношений с Богом, я упускал из виду, что ЧЕЛОВЕК СОЗДАН НЕ ДЛЯ ПРЕДПИСАНИЙ ЗАКОНА, а для жизни в нас Святого Духа (но об этом напишу ниже).
А потому Евангелие Христа оставалось под толстым слоем религиозной пыли разных моих попыток усовершенствоваться, чтобы быть достойным Бога. Подсознательно я считал, что такая «достойность» достигается мною с помощью постоянного «нагибания» моей воли под соблюдение воли Божьей, и почему-то до поры не мог я увидеть, что через веру в Христа я уже облачён в самое высокое достоинство, что в осуждении Иисуса уже состоялось моё полное оправдание, а В ЕГО СМЕРТИ НАВЕЧНО ВОССТАНОВЛЕНА МОЯ ЖИЗНЬ!
Эта ясно прозвучавшая к моей душе весть и разрушила все прежние преграды с Богом и устранила все «отсрочки» моего спасения. И понять это можно лишь отказавшись от привычного для нас конфессионального «винегрета» о значении закона.
Между тем апостол Павел исключительно ясно высказался о роли закона, сравнив его ещё и с РАБОМ-ВОСПИТАТЕЛЕМ, приставленным для строгого надзора за детьми! Как известно большинству из читающих эти строки, именно это значение имеет используемое апостолом греческое слово «παιδαγωγός».
***Гал.3:24,25 «Итак закон был для нас детоводителем (παιδαγωγός) ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы УЖЕ НЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ ДЕТОВОДИТЕЛЯ».
Совершенно очевидно, что уверовав в Иисуса, Божьи дети больше не должны пребывать под управлением закона. Мы уже не под его руководством! Мы руководимы живым присутствием Духа Святого, обещанного Иисусом. Однако в этом СЛИШКОМ МНОГО СВОБОДЫ, кстати во Христе её всегда слишком много, как бы это ни пугало нас…
Для людей, привыкших к ограничениям тюрьмы или надзору строгого воспитателя, свобода кажется немыслимо чужой и опасной. СЛИШКОМ МНОГО У СВОБОДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ! Именно поэтому верующие и тяготеют к несметному числу предписаний, регулирующих их религиозную жизнь. Ведь, когда всё для тебя прописано, тогда разум, подаренный нам Богом, действительно можно смело СДАТЬ В ЦЕРКОВНЫЙ ГАРДЕРОБ (фраза заимствована у Джорджа Найта).

И всё же великий апостол язычников настойчиво приглашает нас принять дар свободы во Христе и научиться жить без неусыпного и навязчивого ока надзирателя, положившись лишь на ДРУЖБУ УТЕШИТЕЛЯ всех верующих – Святого Духа!

Возвращаясь к мысли о единственно верном месте скрижалей – как атрибута святилища, напоминаю Вам, братья, как когда-то во дни священника Илия его сыновья Офни и Финеес извлекли ковчег из контекста святилища в Силоме (см. 1Цар.4). Как помните, это «путешествие ковчега» стало проклятием не только для армии евреев, но и для филистимлян Гефа, Азота и Аскалона (см. 1Цар.5).
Спустя семь месяцев проклятий филистимляне наконец избавились от кивота с заповедями, а прибытие его в Вефсамис сократило население этого города как минимум на семьдесят человек, хотя в Синодальном переводе написано, что аж на «пятьдесят тысяч семьдесят человек» (1Цар.6:19), умерших от «поражения великого» лишь по причине их «заглядывания» под крышку ковчега.
Вплоть до смерти Озы спустя двадцать лет (см. 2Цар.6) всё это ПЕРЕМЕЩЕНИЕ КОВЧЕГА ВНЕ СВЯТИЛИЩА преподносило важные уроки в отношении места ковчега со скрижалями.
Не случайно оклемавшийся от потрясения Давид, предприняв следующую попытку вернуть ковчег, закалывал по тельцу и овну через каждые шесть шагов (см. 2Цар.6:13), окропляя путь ковчега потоками жертвенной крови, имитируя контекст святилища и благодати.
За исключением повторного для города Гефа (?) трёхмесячного пребывания ковчега у Аведдара, от перечисленных историй путешествия ковчега остаётся ощущение КРАЙНЕГО, НЕОТВРАТИМОГО НЕСЧАСТЬЯ или постоянно присутствующей беды, которая может быть отвращена только жертвенной кровью.
Спустя многие столетия великий Божий фарисей напишет один из блистательных литературных памятников в отношении закона, Христа и проклятия!
*** Гал.3:10-13, Библия РБО-2011 «…КТО ПОЛАГАЕТСЯ НА ДЕЛА ЗАКОНА, ТЕМ ГРОЗИТ ПРОКЛЯТИЕ, потому что «ПРОКЛЯТ ВСЯКИЙ, КТО НЕ ИСПОЛНЯЕТ ПОСТОЯННО ВСЕГО того, ЧТО НАПИСАНО В КНИГЕ ЗАКОНА». А что ЧЕРЕЗ ЗАКОН НИКТО НЕ ПОЛУЧИТ У БОГА ОПРАВДАНИЯ, ясно из следующих слов: «Кто праведен благодаря вере, тот будет жить». ЗАКОН ЖЕ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЕРЕ, ведь в нём сказано: «Только тот, кто исполнит ВСЕ ПРЕДПИСАНИЯ ЗАКОНА, будет жить». ХРИСТОС ИЗБАВИЛ НАС ОТ ПРОКЛЯТИЯ ЗАКОНА, ПРИНЯВ ПРОКЛЯТИЕ ВМЕСТО НАС НА СЕБЯ, потому что сказано: «Проклят тот, кто повешен на дереве»».
Два конкретных слова – «постоянно» и «всего» – повергают весь род человеческий под фатальное проклятие, так как никогда на нашей планете не было никого из людей, кто соответствовал бы этому требованию. Даже если мы соблюдаем ПОЧТИ ВСЁ ИЗ ЗАКОНА, мы всё равно находимся под его проклятием точно так же, как если бы вообще ему не подчинялись.
Согласно богословию Павла закон провозглашает проклятие за неудачу для каждого, кто пытается его исполнить. Он благ и свят, но его роль – СТАВИТЬ ДИАГНОЗ жителям нашей планеты, он неумолимо ведёт всякого человека к разочарованию в себе, независимо от того, сколько «святых» усилий мы прилагаем.

Как красиво сказал об этом увлечённый реконструкцией реформатского богословия мой брат по благодати, – «закон совершенно несовместим с нашей попыткой «стараться изо всех сил», по закону – единственный промах, и мы прокляты».

Но ДРАМА БЛАГОДАТИ, гарантирующая верующим полностью безопасное положение перед Богом, заключается в том, что ВСЁ НАШЕ ПРОКЛЯТИЕ ПРИНЯЛ НА СЕБЯ БОЖИЙ СЫН. Он умер не от травм, несовместимых с жизнью, не от потери крови, но потому, что был проклят и оставлен Отцом.
Голгофа – место Его смерти и моей настоящей свободы. Крест Иисуса – точка соприкосновения Божьего правосудия и милости. Там Он был осужден, а я – оправдан. Он заплатил за моё возвращение к Отцу более чем достаточно, и к этому уже нечего добавить! (Простите, братья, что я периодически срываюсь на проповедование Вам, но я предупредил в начале документа о том, что сие – манифест моей веры, а не деловое письмо комитету).
Бог принял меня навсегда НЕ ПОТОМУ, что я стал хорошим, но исключительно ПОТОМУ, что Он милостив! Его любовь «до смерти на Кресте» – единственная причина моего освобождения от проклятия закона. Я и все уверовавшие – благословенны Богом лишь по одной причине, – потому что проклят вместо нас был Христос… Как же я могу об этом не проповедовать?
Итак, дорогие мои собеседники, в контексте обретённой во Христе свободы, нам всем крайне необходимо признать, что наше духовное возрастание не является следствием напряжённых усилий или насильственного подчинения собственной воли религиозным нормативам.
ИСТИННОЕ ДУХОВНОЕ ВОЗРАСТАНИЕ – ВСЕГДА РЕЗУЛЬТАТ ОБРЕТЁННОГО ДАРА СПАСЕНИЯ, оно –всегда плод евангельской радости, питаемой Божьим пребыванием в нас и нашим пребыванием в Нём… Таково новозаветное СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА И БЛАГОДАТИ…
Александр Степанов «О гарантиях креста»

1 комментарий

Добавьте свой

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: