Подставить другую щеку? Пацифизм — это правильно?
Подставить другую щеку? Пацифизм — это правильно?
Танах и Новый Завет
Для лучшего понимания дилеммы стоит сравнить Закон Моисея и Новый Завет. Закон, данный на горе Синай, является частью теократического государства: Бог определяет, что требуется, а что запрещено — не только в отношении поклонения, но и в отношении собственности, взаимоотношений и даже войн. Даже от царя требовалось, чтобы он усердно изучал закон Божий, чтобы знать, как исполнить волю Бога. Таким образом, царь — это не монарх, который волен поступать так, как ему заблагорассудится, а слуга Божий. В Ветхом Завете войны не были редкостью.
В Новом Завете, особенно в Нагорной проповеди, есть отрывки, которые часто интерпретируются как поддержка пацифистского мировоззрения. Особенно Евангелие от Матфея 5:38–42:
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся».
Однако похоже, что эти отрывки не адресованы политикам, полицейским или солдатам, исполняющим свой долг. Если бы судья требовал от жертвы ограбления прощения для грабителя и не добивался бы справедливости, это было бы нехорошо. Кроме того, если к жертве изнасилования вызовут полицейского и будут настаивать на том, чтобы жертва простила насильника и не дала ему испытать какие-либо последствия, это считалось бы серьёзной проблемой.
Мы не хотим, чтобы наши судьи и полицейские настаивали на том, чтобы потерпевшие подставили другую щеку. Более того, удивительно то, что Евангелия не содержат указаний относительно политических и судебных структур.
Например, хотя Новый Завет даёт четкие инструкции о том, как выбирать дьяконов и старейшин, он не даёт таких указаний для назначения судей, полицейских и прочих. Это не означает, что христианская вера судьи, полицейского или солдата не окажут явного положительного влияния на их службу. Это подтверждается в Послании к Римлянам 13:4, где правительство дважды описано как Божий слуга, держащий в руке «меч».
Тогда, возвращаясь к Евангелию от Матфея 5:38–42, мы можем сделать вывод, что Иисус обращается здесь к Своим последователям, призывая их не искать личной мести. Похоже, это так же следует из того факта, что Иисус говорит о случаях, когда кто-то бьёт «тебя», отбирает у «тебя» и принуждает «тебя». Таким образом, возникает вопрос: что, если я увижу, как кто-то бьёт, грабит другого человека или угрожает ему? Какова моя ответственность как третьей стороны? Но прежде чем заняться этим вопросом, необходимо провести больше исследований. Что ж, хотя Новый Завет не даёт явного решения таких случаев, мы можем признать несколько фундаментальных библейских правил:
(1) Я должен любить своего ближнего (Левит 19:18);
(2) Моя любовь к ближнему должна быть практической (Иакова 2:15–16);
(3) Бог хочет, чтобы мы защищали угнетённых (Исаия 1:17).
Из всего этого мы можем сделать вывод, что моя любовь к моему ближнему, если я вижу, что его угнетают, подвергают опасности или угрозам, требует от меня действий — весьма практических. Иногда для этого может потребоваться применение силы. Таким образом, призыв не мстить лично нельзя воспринимать как запрет на защиту других. Таким образом, моего ближнего защищает его страна — судебная система, полицейские, сограждане, призванные любить его… и армия, которая существует для нашей защиты. Да, армия — это ещё один субъект, задачей которого является защита граждан от причинения им зла, то есть зла извне. И здесь у государства так же есть «меч» (Римлянам 13:4).
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой