О КОНФЕССИОНАЛЬНОМ СЕПАРАТИЗМЕ: Часть 5

О КОНФЕССИОНАЛЬНОМ СЕПАРАТИЗМЕ: Часть 5


#степанов #конфессиональный_сепаратизм #другие_деноминации #образ_врага

О КОНФЕССИОНАЛЬНОМ СЕПАРАТИЗМЕ: Часть 5

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Завершая своё рассуждение, я свидетельствую читателю о том, что слова Апокалипсиса «…поклонитесь Сотворившему…» из, так называемой, первой ангельской вести (См. Отк.14:7), я искренне воспринимаю не только как призыв возвратиться к празднованию эдемской субботы – памятника истории творения, но и как принятие Божьего присутствия и Его действий в жизни всего человечества – людей самых разных взглядов и мировоззрений. Ибо Бог продолжает говорить на языке наших культур и наших религий, открывая Свою заботу и любовь каждому по-особенному.
Как-то мне был задан вопрос о том, в чем же заключается конечная цель межконфессионального диалога? Вопрос очень серьезный, и я хотел бы, чтобы он встал перед каждым верующим, и чтобы все мы пошли дальше своих вечных (обычных или экзотических) попыток «перетянуть» кого-нибудь из одной доктрины в другую, хотя и этому воспрепятствовать никто не вправе.
На мой взгляд, самая важная причина межконфессионального диалога заключается в том, что главным интересом нашей жизни является Бог, Который, хотя и открыт для познания, но безмерно шире и глубже, нежели мы способны постичь. И тем труднее нам охватить Его разумом, чем более он (разум) догматизирован и привык шагать по известным коридорам, утверждаясь всё более и более в уже понятом и давно канонизированном.
В диалоге мировоззрений мы вдруг начинаем видеть широту Божьего сердца, глубину Его любви ко всему человечеству, а не только к приверженцам какой-нибудь идеологии. К счастью мы начинаем узнавать, что нам только кажется, что мы изучили Бога вдоль и поперек! Пытаясь осмыслить Его Самого и Его волю с иной точки зрения, мы не только больше и глубже понимаем Предмет нашего интереса, но и участвуем в исцелении друг друга от нравственного и теологического высокомерия.
Участвуя в межконфессиональном диалоге, я начинаю ясно понимать, что всякий раз, когда я обращаюсь к людям, говоря, что именно так говорит Библия и никак иначе, я склонен забывать о том, что это она мне так говорит и моим единоверцам… Миллионы же других людей те или иные вопросы понимают иначе, и при этом часть из них блестяще знают древнееврейский и древнегреческий языки, на которых была написана Библия.
Когда я и мои современники говорим о том, что единственно правильное понимание Библии принадлежит именно нам, возможно, мы забываем, что термин «Sola Scriptura» (только Писание) придумали не мы (адвентисты или баптисты…), а Мартин Лютер, и правда в том, что его «Sola Scriptura» значительно отличается от моей, а вокруг ещё сотни групп верующих со своей «Sola Biblia».
По-своему прав один из знакомых мне православных священников, сказавший, что на практике Библия – не мерило веры, а средство разделения, ибо все, кто пытается ей мерять веру, тут же создают своё новое движение или новый культ. А потому эталоном истины, – говорит он, – является Церковь, а не Книга.
И пока мы продолжаем правоверно обличать друг друга в духовном отступничестве, мы косвенно согласны с этим тезисом рядового православного батюшки, так как большинство из нас верит не столько в Библию, сколько в N-ное количество пунктов вероучения, которыми мы и пытаемся измерить истину, умалчивая, однако, что пункты эти – всё же больше голос Церкви, нежели Библии.
По сути, говоря кому-то: «Ты отступил от учения Библии!», мы имеем в виду: «Ты отступил от нашего понимания Библии». Таким образом мы теряем из виду ещё и то, что в момент, когда истина из РАСПИНАЕМОЙ превращается в РАСПИНАЮЩУЮ, она перестаёт быть истиной.
И поскольку для сознания верующего человека Церковью является не собор всех «настигнутых благодатью Господа», уверовавших в искупление и полюбивших Иисуса, а лишь его религиозная организация, да к тому ещё она, — в его мировоззрении, — единственное место, где открывает Себя и осуществляет Свою волю Творец, наши нападки друг на друга будут оставаться общепринятой нормой.
Более того, такую веру всегда легко держать в тисках сомнений, ибо старая мудрость гласит: «Кому Церковь – не мать, тому и Бог – не Отец». То, как ты понимаешь Библию и Бога, — не нравится твоему пастору или диакону, значит, — тобою страшно недоволен Бог, ведь голос Церкви – это голос Бога! Так ли это? Христианин ли я, основывающий свою веру на Священном Писании, или всего лишь приверженец определенной идеологии?
Будучи не до конца уверен в том, насколько мне удалось быть услышанным, я всё же прошу читателя, – пожалуйста, начните честный диалог со своим христианским сердцем. Например, спросите себя о том, насколько оправдана ТЕОЛОГИЯ ПРЕВОСХОДСТВА одной элитной деноминации над всеми остальными? Обязательно ли Богу ради того, чтобы присутствовать в одном месте, отсутствовать в другом? Надо ли Ему для того, чтобы быть с нами, оставить всех остальных?
А Царство Божие конечно же гораздо шире иудаизма, и Церковь Христа бесконечно шире и адвентизма, и всех других «…–измов»! Да исполнится мечта нашего Творца: «В тот день из Египта в Ассирию будет БОЛЬШАЯ ДОРОГА, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне – в Ассирию; и Египтяне ВМЕСТЕ с Ассириянами БУДУТ СЛУЖИТЬ ГОСПОДУ, …благословение будет ПОСРЕДИ ЗЕМЛИ, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен НАРОД МОЙ – ЕГИПТЯНЕ, и ДЕЛО РУК МОИХ – АССИРИЯНЕ, и НАСЛЕДИЕ МОЕ – ИЗРАИЛЬ» (Ис.19:23-25).
«Подлинный духовный опыт превосходит все конфессиональные границы и преграды… Самые живые, самые чистые струи в каждой духовной традиции отличаются вселенской широтой и внутренней свободой» (О. Суворова, «Мы только стоим на берегу», Издательство ЭКСМО).
Будем же делиться друг с другом верой, не навязывая её, но преломляя её в ответ на нужду, обогащая ею духовный мир и жизнь друг друга!
В молитве о том, чтобы вносить созидательность,
с глубоким уважением к труду читателя,

Александр Степанов

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: