НЕЛЮБИМЫХ БОЛЬШЕ НЕТ, ИЛИ «ОТ МНОЖЕСТВЕННОГО К ЕДИНСТВЕННОМУ»

НЕЛЮБИМЫХ БОЛЬШЕ НЕТ, ИЛИ «ОТ МНОЖЕСТВЕННОГО К ЕДИНСТВЕННОМУ»


НЕЛЮБИМЫХ БОЛЬШЕ НЕТ, ИЛИ «ОТ МНОЖЕСТВЕННОГО К ЕДИНСТВЕННОМУ»
Друзьям и единоверцам – здравствовать и верить!
На днях в соцсетях я увидел новый виток блуждания по просторам интернета публикаций о том, что приснопамятные католики, видите ли, считают истинными протестантами только адвентистов седьмого дня… Я думаю, что это утверждение является умеренной формой насаждения среди нашего народа «старых добрых» конспиративных настроений. Обычно приверженцы таких теорий идут несколько дальше и заговорщицки утверждают, что им известна некая тайная информация о том, что в Ватикане, дескать, существует специальный отдел, который занят исключительно разработкой методов нейтрализации Церкви Адвентистов седьмого дня.
На мой взгляд, всё сему подобное служит «заветной» цели – не только воскресить дух старинного адвентистского «антикатолицизма», но и «обновить» наше коллективное чувство привилегированной касты.
В общем-то, о важности укрепления в наших рядах такого сомнительного чувства вполне откровенно говорит и президент Генеральной Конференции Церкви АСД – Тед Вильсон. В опубликованном 11 июля 2016 года его последнем обращении к всемирной Церкви брат Тед, оттолкнувшись от душеполезных воззваний о Христе и благодати Господа, затем проехавшись по любимому «формированию характера дабы сохраниться в книге жизни», прямо заявляет: «Согласно намерению Божьему, Церкви адвентистов седьмого дня надлежит занять ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ЗЕМЛЕ в конце времени, и сейчас пришла пора сделать это».
Одним из часто используемых аргументов в пользу конфессиональной элитарности Адвентизма является маркер заповедей. «Разум верный у соблюдающих заповеди»; «…прочие от семени жены, сохраняющие заповеди»; «если любите Меня, соблюдите заповеди…» и т.д. и т.п. Очевидно то, что весь этот привычный набор текстов цитируется в рамках предположения о том, что у Бога якобы есть Его истинная религиозная организация (так называемая, видимая Церковь), которую Он предпочёл всем остальным, а её отличительным признаком является практика соблюдения всех десяти заповедей…
Но, так как и все другие христиане руководствуются библейскими нравственными ценностями, всё наше рассуждение о заповедях в итоге скатывается лишь к вопросу соблюдения субботнего дня (иногда, правда, ортодоксальным ветвям христианства от нас достаётся не только за богослужения по воскресеньям, но ещё и за их практику иконопочитания, которую мы склонны расценивать как идолопоклонство).
Происходит сие по той причине, что где-то «в пионерских дебрях» нашего движения угнездилось представление о том, что восстание сатаны на Небесах было сосредоточено непосредственно на законе десяти заповедей. А, так как сатана был «низвержен» на нашу планету, весь мир теперь лежит во зле, враждуя против этого закона, и к тому ещё эту вражду поддерживают и все христиане, не практикующие соблюдение субботы.

На этом фоне и рождается идеология адвентистского конфессионального мессианства, заключающаяся в том, что накануне Второго Пришествия Бог вроде бы рождает специфичный (адвентистский) народ, который через пропаганду субботнего покоя и распространение теории о начавшемся в XIX-ом веке судебном следствии над всеми верующими, должен восстановить трепетное отношение человечества к десяти заповедям.
По сути всё это очень похоже на вымысел, причём – достаточно абсурдный вымысел, ибо крайне сомнительной представляется сама мысль о том, что на Небесах существует какой-то закон, регулирующий нравственность безгрешных существ, ибо даже здесь на Земле «закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр.7:19).
Для принявших Евангелие Благодати становится вполне очевидным то, что в Небесном Царстве правит ЛЮБОВЬ, жалким отголоском которой, простите, являются десять заповедей. Они даны человечеству как атрибут иудейского ветхозаветного святилища с определённой целью – показать утрату и отсутствие этой самой любви внутри нас и этим подчеркнуть нашу непрестанную нужду в милости Небес. О месте заповедей в устройстве социума и в вопросе спасения (включая и заповедь о субботе) я достаточно немало написал в документе «О ГАРАНТИЯХ КРЕСТА…».
Немалая часть наших единоверцев, по определению являясь поборниками религиозного легализма и пребывая в непрестанном поиске так называемого баланса между законом и благодатью, весьма склонны всякое новозаветное упоминание слова «заповеди» безапелляционно соотносить с законом из ковчега завета. Мой сегодняшний вопрос к читателю в том и заключается – а оправдано ли такое соотношение и вытекающие из него выводы о наличии специфичного знака заповедей ковчега на предполагаемом Божьем «Остатке»?
Большинство адвентистов, обычно ничего не проверяя или основываясь лишь на предположениях и косвенных текстах, считают, что и Адам, и Ной, и Авраам, и прочие праведники знали наизусть все десять заповедей и тщательно соблюдали их. Например, приверженцами этой идеи нередко цитируются слова Моисея, рассказывающего о диалоге Бога с Исааком: «Умножу потомство твоё, как звёзды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоём все народы земные, ЗА ТО, ЧТО АВРААМ ПОСЛУШАЛСЯ ГЛАСА МОЕГО И СОБЛЮДАЛ, ЧТО МНОЮ ЗАПОВЕДАНО было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт.26:4,5). Естественно, этим цитированием предпринимается, на мой взгляд, неуклюжая попытка доказать не только наличие у Авраама десяти заповедей, но и то, что именно соблюдение этих заповедей сделало патриарха угодным Богу.
Конечно же с точки зрения социального благополучия устройство жизни в соответствии с ценностями, изложенными в десяти заповедях, является великим преимуществом человечества, однако у нас нет никакого доказательства тому, что именно десять заповедей были известны Аврааму (по меньшей мере очевидно то, что ни он сам, ни Сара не считали прелюбодеянием близость отца всех верующих со служанкой Агарью). Более того, мы точно знаем, что положение и статус Авраама пред Богом не зависели от предписаний предполагаемого закона, но всё решало его доверие Отцу. И хотя временами и с доверием у Авраама были немалые проблемы, всё же патриарх напрямую (без посредства религиозных институций и власти «помазанников») общался с Творцом, и это было куда лучше любых предписаний.
Апостол Павел недвусмысленно подчёркивает то, что вера Авраама не опиралась на закон, но была откликом на Божье обетование: «Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утверждённого, ЗАКОН, ЯВИВШИЙСЯ СПУСТЯ ЧЕТЫРЕСТА ТРИДЦАТЬ ЛЕТ, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо ЕСЛИ ПО ЗАКОНУ НАСЛЕДСТВО, ТО УЖЕ НЕ ПО ОБЕТОВАНИЮ; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию» (Гал.3:17,18).
Великий апостол язычников исключительно ясно свидетельствует о вере Авраама, нивелируя Моисеево «за то, что Авраам послушался…». Вот, взгляните, пожалуйста, на это свидетельство своими глазами: «»Счастливы те, кому прощены их преступления и чьи грехи забыты. Счастлив человек, кому Бог не поставит в вину его грех». А это счастье касается только тех, кто обрезан, или необрезанных тоже? — Мы говорим: ВЕРА АВРААМА БЫЛА ПРИЗНАНА ЗА ПРАВЕДНОСТЬ. КОГДА ПРИЗНАНА? ДО ТОГО, КАК ОН БЫЛ ОБРЕЗАН, ИЛИ ПОСЛЕ ТОГО? — ДО ТОГО, КАК ОН БЫЛ ОБРЕЗАН, А НЕ ПОСЛЕ. И он сделал обрезание, которое было знаком, печатью оправдания ЗА ВЕРУ, ЧТО БЫЛА У НЕГО ДО ОБРЕЗАНИЯ. Так Авраам стал отцом всех верящих Богу, который И ИХ ВЕРУ ПРИЗНАЛ ЗА ПРАВЕДНОСТЬ, хотя они и не обрезаны. Так Авраам стал отцом и обрезанных, которые шли по его стопам, приняв не только обрезание, но и ту веру, которая была у нашего отца Авраама до обрезания. И НЕ ЗА ТО, ЧТО АВРААМ ИСПОЛНЯЛ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА, Бог дал ему обещание, что он и его потомки будут владеть миром, а за его ВЕРУ, БЛАГОДАРЯ КОТОРОЙ ОН БЫЛ ОПРАВДАН. Если бы это обещание касалось только тех, кто исполняет Закон, тщетна была бы вера и ничего бы не значило обещание» (Рим.4:8-14, Библия РБО-2011).
Даже самую драматичную просьбу Бога – принести во всесожжение Исаака – Авраам исполнил исходя не из своей способности быть послушным, но в доверии полагая, что Бог силен воскресить его сына. «БЛАГОДАРЯ ВЕРЕ Авраам, когда его испытывал Бог, принёс в жертву Исаака. Он готов был пожертвовать единственным сыном, тем, который был ему обещан и о котором было ему сказано: «Потомство у тебя будет от Исаака». ОН СЧИТАЛ, ЧТО БОГ СПОСОБЕН ВОСКРЕСИТЬ ДАЖЕ ИЗ МЁРТВЫХ, и он, образно говоря, и получил его из мёртвых» (Евр.11:17-19, Библия РБО-2011).
Поэтому, дорогой читатель, истинно верующие – есть те, кто поверили Богу на слово, уверовали в Его обещание искупить и спасти нас. А обещание, согласно вышеприведённых слов Павла, ничего не значит, если оно касается лишь тех, кто исполняет закон, ибо и эти «исполнители» не могут его соблюсти совершенно. И вера была бы тщетна, так как никто не способен соответствовать духовным принципам закона, ибо все находятся во власти греха… «Но Писание говорит, что все во власти греха, так что обещание даётся ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ВЕРУ в Иисуса Христа и ТОЛЬКО ТЕМ, КТО ВЕРИТ» (Гал.3:22, Библия РБО-2011). Так говорит Павел, и нам стоит ему верить, ибо он был куда ближе к пониманию религии, вверенной его праотцам.
Одним из классических библейских отрывков, используемых адвентистами с целью доказать то, что мы представляем единственную истинную Церковь, является фрагмент ***1Ин.2:3,4 «А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины». По известной схеме наши энтузиасты от этих слов блистательно переходят к «субботе», и наши «противники» – «на лопатках», их Церковь никак не подпадает под истинную, ведь они практикуют лишь девять из десяти заповедей…
Но можно ли слова Иоанна соотнести с законом Синая? Такая попытка мне представляется совсем нелегитимной. Я полагаю, что Иоанн и в помине не говорит о десяти заповедях, что ясно видно из дальнейшего развития его рассуждения. Вот взгляните, пожалуйста, сами:
«Вот как мы можем узнать, знаем ли мы Его: мы знаем Его, если исполняем Его заповеди. Кто говорит: «Я знаю Его», но не исполняет Его заповедей, тот лжец, в нём нет истины! А КТО ИСПОЛНЯЕТ СЛОВО ЕГО, в том БОЖЬЯ ЛЮБОВЬ воистину достигла совершенства. Так мы можем узнать, в Нём ли мы. Кто говорит, что он в Нём, тот должен и жить так, как жил Он. Любимые мои, то, что я пишу, это НЕ НОВАЯ ЗАПОВЕДЬ — нет, это СТАРАЯ ЗАПОВЕДЬ, она известна вам изначально. ТА СТАРАЯ ЗАПОВЕДЬ — ВЕСТЬ, КОТОРУЮ ВЫ УСЛЫШАЛИ. Впрочем, то, что я пишу, это И НОВАЯ ЗАПОВЕДЬ, потому что ЕЁ ИСТИННОСТЬ ЯВИЛАСЬ В НЁМ И В ВАС. Тьма уходит, и уже светит истинный свет! Кто говорит, что он В СВЕТЕ, но ненавидит своего брата, тот во тьме до сих пор. Кто любит брата, тот живёт В СВЕТЕ и ни обо что не споткнётся. А кто ненавидит брата, тот во тьме, он не знает, куда бредёт, потому что тьма ослепила ему глаза» (1Ин.2:3-11, Библия РБО-2011).
Очевидно, что, хотя суббота – доброе преимущество веры и является праздником Благодати и свободы от дел, однако в Иоанново рассуждение её никак не вплести, даже если нам очень этого захочется. Иоанн говорит о любви к окружающим, это и есть то, что он называет Христовой «новой-старой» заповедью. Фактически апостол любви говорит о том, что любая религия обязана благополучно отправиться на свалку, если она не развивает или затмевает человечность.
Кстати во дни Христа иудейское представление о субботе нередко вступало в конфликт с человечностью, перечёркивая милосердие. Христос же смело рушил эти безблагодатные штампы, указывая на то, что и «суббота – для человека». Грош – ей цена, если мы используем её для обвинения прочих христиан, а не для их благословения…
Тьма исчезла, говорит Иоанн, когда пришёл истинный Свет, в Котором и открылась человечеству Божья любовь. Иисус показал, что Любовь любит нас не за что-то, но любит потому что она – Любовь… Любит и тех, кого любить совсем не за что, кто не заслужил ничего доброго… В этом революция Евангелия Благодати – НЕЛЮБИМЫХ БОЛЬШЕ НЕТ, ОТЕЦ ЛЮБИТ ВСЕХ… Поэтому Иоанн и говорит, что заповедь – есть весть, которую мы услышали… Бог нас любит, почему бы и нам ни стать проводниками Его любви для всех! Пребывает «в Нём» (или «в свете») тот, кто любит ближнего…
Это и есть авторский контекст Иоанна, ведь именно он и в своём Евангелии передаёт этим же языком слова Христа: «Я даю вам НОВУЮ ЗАПОВЕДЬ: ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА. Как Я вас полюбил, так и вы ЛЮБИ́ТЕ ДРУГ ДРУГА. Если будет любовь между вами, все узнают, что вы — Мои ученики» (Ин.13:34,35, Библия РБО-2011). Совсем не суббота (и конечно же не конфессиональная исключительность), а любовь между людьми – есть истинное свидетельство нашего следования за Христом.
Таков же язык и Второго соборного послания Иоанна: «И теперь я прошу тебя, госпожа моя — то, что я пишу, это НЕ НОВАЯ ЗАПОВЕДЬ, а та, что мы получили изначально, — БУДЕМ ЛЮБИТЬ ДРУГ ДРУГА! А любовь значит вот что: жить ПО ЕГО ЗАПОВЕДЯМ. ЭТО И ЕСТЬ ТА ЗАПОВЕДЬ, которую вы услышали изначально и по которой должны жить» (2Ин.1:5, Библия РБО-2011). Как и в приведённом выше фрагменте 1Ин.2:3-11, появляется искушение сказать нечто привычное вроде: «Любовь – не абстрактное чувство, а скрупулёзное следование заповедям». Однако здесь Иоанн также, как и выше, объединяет множественное число — «заповеди» — в единственное — «заповедь» (она же «слово Его», и она же «весть» – см. 1Ин.2:5,7), которая вся заключается в любви.
Такого же мнения придерживается и апостол Павел, опять же сводя всё «множественное» к «единственному»: «Ибо ВЕСЬ ЗАКОН В ОДНОМ СЛОВЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ: ЛЮБИ БЛИЖНЕГО твоего, как самого себя» (Гал.5:14). Или вот ещё его аналогичный вывод: «Не оставайтесь должными никому ничем, КРОМЕ ВЗАИМНОЙ ЛЮБВИ; ибо ЛЮБЯЩИЙ ДРУГОГО ИСПОЛНИЛ ЗАКОН. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В СЁМ СЛОВЕ: ЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ» (Рим.13:8,9).
Очевидно, что большее не может быть заключено в меньшее, а потому я ещё раз повторю: «все заповеди – лишь маленький отголосок любви, они все до единой помещаются и целиком тонут в любви, где ещё остаётся море места. А вот любовь никому никогда и никак не загнать в заповеди, ибо заповедь, хотя и может нас предостеречь, например, от прелюбодеяния, но не может дать нам любви. А если нет любви, то можно и не прелюбодействуя создать форменный ад в доме (например, жене) одними только религиозными нравоучительными нотациями (что я не раз встречал за свою пасторскую практику).
Итак, любовь никогда не подсчитывает издержек и совершенно не способна опираться на норму предписаний, ибо она (любовь) и чище, и безмерно шире всех предписаний, она идёт бесконечно дальше всех заповедей, она у Иоанна – и есть истинная заповедь, которая показывает то, пребываем ли мы в Боге (опять же важно подчеркнуть, что не Богу показывает, а лишь людям вокруг нас… Богу мы и без этого все известны… Познал Господь Своих…).
А поэтому совершенно бессмысленно рассказывать окружающим о том, что наша конфессия – некий «соблюдатель» и «хранитель» заповедей Бога, и что на нас начертан спец-маркер субботства, если внутри этой конфессии мы культивируем чувство исключительной избранности и коллективный дух осуждения в адрес всех тех, кто иначе верит или по-другому понимает Священное Писание. Хотя бы и семь суббот на неделе было у нас или десять комнат в небесном святилище, пока мы не способны пойти дальше конфессионального единства (и то – лишь воображаемого) и любви только к тем, кто с нами безупречно согласен, мы никак не можем утверждать, что являемся самыми подлинными из всех христианами…
И правда заключается в том, что нет на нашей планете таких религиозных систем, которые бы не имели похожих на наши изъянов собственного воображаемого мессианства… Всюду присутствуют свои издержки пресловутого человеческого фактора и следы нашей общей близорукости относительно Бога и Его к нам отношения… При этом Божья Церковь живёт и дышит сквозь все несовершенные религиозные системы, равно и в стороне от них… Ибо Церковь – это люди, а они – главное богатство Бога во Вселенной. Не предписания в форме пунктов закона, а именно люди, где бы мы ни находились и какие бы заблуждения ни исповедовали… Именно люди являются Божьей иконой, именно отношением к человеку выражается наше отношение к Богу. Если во имя Бога я приношу кому-то боль, если вместо возвещения Благодати я провозглашаю осуждение, я потерялся в религиозном мраке, который часто бывает гуще тьмы атеистической…
Истина заключается в том, что никакая учрежденческая Церковь, чтобы она о себе не мнила, никогда не сможет быть в полной мере способной передать миру Евангелие Благодати. Эту работу Бог всегда осуществлял через отдельных людей самых разных сословий и разных исповеданий, на которых стояла Его истинная печать – они все однажды обрадовались удивительному откровению Божьей благости…
Будем же от всей души делиться радостью подаренных нам Небесами гарантий Креста и продолжим возвещать торжественную славу Голгофы, где добрый Бог возвратил нас всех в Свой чудесный дом! Аминь!

 

Александр Степанов

https://www.facebook.com/aleksandr.stepanov.1485/posts/1089235197811143

1 комментарий

Добавьте свой
  1. 1
    владимир

    Спасибо Богу и человеческая признательность Александру! Спасибо за вдохновение приоткрыть дверь благодати и любви для всех томящихся в «узах правоверия» по закону!

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: