ФУНДАМЕНТАЛИЗМ КАК ОТРИЦАНИЕ РАЗУМА

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ КАК ОТРИЦАНИЕ РАЗУМА


#фундаментализм #отрицание_разума #доктрины

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ КАК ОТРИЦАНИЕ РАЗУМА

Автор этих строк сразу же должен признаться, что занимает абсолютно непопулярную и несовременную позицию. Наша эпоха – это эпоха недоверия к разуму и его полной дискредитации. Это тот пункт, в котором фундаментализм (вопреки своему обычаю) оказался полностью согласен с духом века сего. С нашей же точки зрения, дискредитировать разум – значит дискредитировать Божье творение.

Разум дан человеку отнюдь не дьяволом. Разум – это высший дар, свидетельствующий о человеке именно как о венце творения. Но в христианство давно закралось еще одно фатальное недоразумение: враждебное отношение к разуму. Порождено оно не фундаментализмом – но последний, опять же, без оного немыслим. Как писал П. Тиллих, «в этом проявляются демонические особенности фундаментализма (нам импонирует смелость, с которой П. Тиллих называет вещи своими именами, ибо обвинения в демонизме, которые фундаменталисты адресуют своим оппонентам, давно пора переадресовать им самим, – А. Д.). Он уничтожает естественное и искреннее стремление к поиску истины, разрушает совесть (в другом переводе – сознание, – А. Д.) своих мыслящих приверженцев и превращает их в фанатиков, поскольку они вынуждены пресекать, подавлять и скрывать смутно осознаваемые ими элементы истины».

Следует четко понимать, что здесь мы уже имеем дело с грехом. «Отключение» разума, отречение от необходимости мыслить – тяжелый грех. Ужасает то, что в христианстве черное стало называться белым и столь серьезный грех стал мыслиться великой добродетелью. Разум откровенно демонизируется многочисленными христианскими проповедниками и даже богословами – иначе как результатом некоего ослепления это не назовешь!

В структуре человеческой личности есть две противоборствующие силы: психика и сознание. Если христиане дискредитируют второе, то им ничего не остается, как только превозносить первое. Но это – тупик, абсурд! И представления о том, что якобы психикой можно познавать Бога, отправив при этом в утиль разум, ведут в самые глубины преисподней. Психика выполняет функции приспособленческие; все, что ею можно делать – разве что создавать «бога» по своему образу и подобию, то есть идола.

В христианской мифологии были изобретены хитроумные, но чрезвычайно вредоносные схемы, определяющие разум в качестве составной части «души», не имеющей ни малейшего отношения к «духу». При этом наивно не замечалось, что при такой раскладке в сфере «духа» не остается никакого осязаемого наполнения. Понятно, что вера – это функция «духа». Но благодаря чему «дух» эту функцию осуществляет? Вопрос без ответа.

Вместо этих мифологических схем мы предлагаем признать, что разум – это именно духовная сила, богоданная и обязанная быть главенствующей в развитой человеческой личности. И если человек не мыслит Бога, не подходит к своей вере и – шире – к своей жизни разумно, то он в лучшем случае так и останется тем, на кого намекал апостол Павел: «Братья! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор 14:20).

И снова обратим внимание на то, что такие частные проявления фундаменталистского иррационализма, как антиинтеллектуализм и пренебрежительное отношение к богословию, не могут не сказываться на чисто внешнем (не говоря уж о внутреннем и духовном) благополучии церкви. Субкультурность, сектантские тенденции, абсолютно непонятное состояние богословского образования в постсоветских евангельских церквях – все это и проявление, и следствие той проблемы, о которой идет речь.

Алесь Дубровский «Фундаментализм как тормозящий фактор в развитии евангельских церквей постсоветского периода»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: