АДВЕНТИСТСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ИСКУПЛЕНИЯ

АДВЕНТИСТСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ИСКУПЛЕНИЯ


АДВЕНТИСТСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ИСКУПЛЕНИЯ

Учение о святилище гласит, что Христос совершает искупление на небесах, а не на кресте. Ранние адвентисты проводили четкую границу между жертвенной крестной смертью Христа и искуплением, которое Он совершает на небесах, окропляя Своей кровью престол благодати. Это разделение опиралось на особенности ветхозаветного храмового служения. Ранние адвентисты видели разницу между закаланием жертвы за грех вне святилища и последующим искуплением, которое совершалось внутри святилища, когда священник кропил кровью.

Эти два аспекта — жертва и искупление — для ранних адвентистов, в отличие от евангелических христиан, синонимами не были. О таком понимании явно свидетельствуют сочинения ранних адвентистов, в том числе и Елены Уайт (пока она не занялась плагиатом из книг евангелических богословов). Например, говоря об обрядах дня искупления в древнем Израиле, Уайт пишет: «…закланный козел указывал на Христа как на жертву…». Говоря о крестной смерти Христа, она пишет: «Жертва Христа во имя человечества была полной и совершенной. Условие искупления было выполнено…» (Деяния апостолов, гл. 3). Итак, по словам Елены Уайт, хотя принесенная на кресте жертва Христа была полной и совершенной, она еще не была искуплением; она была всего лишь условием искупления — искупления, которое будет впоследствии совершено на небесах.

Итак, вопреки учению евангелического христианства, согласно которому Христос искупил грех Своей жертвенной смертью на кресте, адвентисты учат, что Христос не искупил грехи Своей жертвенной смертью на кресте, но делает это сейчас в небесном святилище — так же, как в ветхозаветные времена это делали священники-левиты.

Окончательная фаза

Тех, кто с успехом пройдет разбирательство следственного суда, Христос искупит окончательно. Это искупление дарует счастливчикам два благословения: (а) записи об их грехах будут изглажены; (б) их вина, которую до сих пор носил на Себе Христос как их Замена, будет переложена на сатану (который в богословии адвентистов и есть истинный козел отпущения), и тот окончательно за все заплатит. Таким образом небесное святилище очищается от грехов верующих. Только после этого верующий будет избавлен от осуждения закона, а также «полностью прощен и оправдан» (Великая борьба, гл. 28).

Исходя из адвентистского принципа типологической герменевтики («как в прообразном служении, так и в действительном»), Елена Уайт объясняет небесную действительность, отталкиваясь от земного прообраза: «Подобно тому, как в прообразном служении в конце года совершалась работа примирения, так и прежде завершения служения Христа по искуплению человечества нужно было очистить от грехов [от записей и вины] небесное святилище… Это и есть то служение, которое началось [22 октября 1844 года] по окончании 2300 дней [из Даниила 8:14]. В то время, согласно пророчеству Даниила, наш Первосвященник вошел во Святое святых, чтобы исполнить последнюю часть Своего торжественного служения — очистить святилище… Стало очевидно, что закланный козел указывал на Христа как на жертву, и первосвященник олицетворял собой Христа как посредника, а козел отпущения олицетворял собой сатану, породившего грех, на которого впоследствии будут возложены грехи всех искренне раскаявшихся людей. Когда первосвященник кровью жертвы, закланной за грех, удалял грехи из святилища, то он возлагал их на козла отпущения. Когда Христос Своей кровью удалит грехи Своего народа из небесного святилища. Он возложит их на сатану, который во исполнение решения суда должен будет понести окончательное наказание» (Великая борьба, гл. 23). Так очищается небесное святилище. В адвентистском богословии «очищение небесного святилища» совершается посредством Христова «служения примирения в небесном святилище» (Великая борьба, гл. 41). Следовательно, небесное святилище не может быть очищено от записей и вины грехов Божьего народа, пока Христос не завершит вторую фазу искупления этих грехов Своей кровью.

Следственный суд

В процессе следственного суда во время окончательной фазы служения Христа Бог решает, кто из верующих имеет право на благословения «окончательного» искупления Христова, а кто нет. Те, кто исполнил требования, получат право на благословения, и святилище будет очищено от их грехов. Они будут спасены, когда Иисус вернется. Те же, кто не исполнил требования, права на благословения не получат. Их грехи останутся в книгах и будут свидетельствовать против них. Как следствие, они будут «отсечены» и погибнут при возвращении Христа. Елена Уайт объясняет это так: «В прообразном служении, когда первосвященник входил во Святое снятых, всему Израилю предписывалось собраться вокруг святилища и самым торжественным образом смирить свои души перед Богом, чтобы таким путем получить прощение грехов и не быть отлученным от общества. Насколько же важнее нам в этот действительный День примирения понять работу нашего Первосвященника, а также свой личный долг» (Великая борьба, гл. 24; см. тж. гл. 28).

Как далее поясняет Елена Уайт, «Так как умершие будут судимы в соответствии с записями в книгах, то грехи людей нельзя изгладить раньше окончания суда, на котором должна решиться их участь» (Великая борьба, гл. 28). А подытоживает она свои рассуждения так: «Это изучение людей и окончательное определение того, кто же подготовлен для Царствия Божьего, совершится во время следственного суда как завершающее дело в небесном святилище» (Великая борьба, гл. 24). Следовательно, этот суд явно представляет собой расследование жизни и нравственности верующих, чтобы определить, кто из них имеет право на вторую фазу служения Христа — на «окончательное» искупление, результатом которого будет изглаживание их грехов и переложение их вины на сатану. Это искупление очистит святилище от их грехов и обозначит их готовность ко втором пришествию Христа. Лишь те из Божьего народа, кто успешно пройдет проверку следственным судом, будут, в конечном итоге, спасены, когда вернется Христос, потому что только они получили «благословение [окончательного Христова] искупления» (Ранние произведения, с. 260) и «приняли Его как своего Посредника» (Ранние произведения, с. 253).

Его фигуранты

Важно ясно понять, кто является фигурантом этого следственного суда. Учение адвентистов ясно говорит, что речь идет только о верующих. Елена Уайт пишет: «Так и в великий день окончательного примирения и судебного следствия будут рассмотрены дела только тех, кто принадлежит к народу Божьему» (Великая борьба, гл. 28). «Все, кто когда-либо считал себя последователем Христа, подвергнутся самому пристальному изучению» (Великая борьба, гл. 28).

В этом отношении следственный суд имеет два аспекта. Сначала Бог будет судить уже умерших верующих, а потом примется за дела верующих, которые еще живы. В 1888 году Елена Уайт написала следующее: «В настоящее время в небесном святилище происходит суд. Он длится уже много лет. Скоро — никто не знает когда, — начнут рассматриваться дела живых. И тогда во внушающем трепет присутствии Бога предстанут наши жизни» (Великая борьба, гл. 28).

Насколько можно судить, к тому моменту, когда в 1980 году я оставил адвентизм, Иисус все еще был занят исследованием жизни уже умерших верующих. Все были уверены, что за живых верующих Он еще не взялся. Это означало всего лишь, что ни один живущий на земле верующий не мог называть себя спасенным, поскольку, как уже было сказано, спасение можно получить, лишь пройдя следственный суд, получив «окончательное» искупление Христа, когда записи о грехах будут изглажены, а вина переложена на сатану. А поскольку ни один живой верующий на тот момент еще не подвергся исследованию, ничья судьба еще не была решена. Вот почему г-жа Уайт предостерегала своих читателей: «Те, кто принимает Спасителя, как бы искренно ни было их обращение, никогда не должны быть научены говорить или чувствовать, что они спасены» (Наглядные уроки Христа), до тех пор, пока они не пройдут проверку следственным судом.

Его критерии

Критерием следственного суда ясно называется закон Божий. Елена Уайт пишет: «Закон Божий является тем мерилом, которым будут проверены люди на суде» (Великая борьба, гл. 28). Под «законом Божьим» Елена Уайт имеет в виду ветхозаветный Декалог (Десять Заповедей), данный Израилю на горе Синай. (См. Великая борьба, гл. 25 и 27).

Но каковы же требования Божьего закона? Он требует совершенного исполнения — никак не меньше. Елена Уайт сравнивает это совершенство с совершенством Христа, когда Он жил на земле, подчинившись закону! (См. Великая борьба, гл. 39.)

Это означает, что в процессе следственного суда Бог сравнивает нравственный облик верующего с нравственным обликом Христа, чтобы убедиться, отражает ли он «в совершенстве образ Иисуса» (Ранние произведения, с. 71) и победил ли он все грехи, которые совершил, и которые записаны в небесных книгах, хранящихся во втором отделении святилища. Во время следственного суда верующему вновь придется встретиться со своими грехами. Если он победил их, они будут изглажены. Если нет, они останутся в книгах и будут свидетельствовать против него, пока он сам не расплатится за них! И он навсегда погибнет (Великая борьба, гл. 28).

Его строгость

Елена Уайт красочно описывает строгость следственного суда. По ее словам, когда Бог Отец исследует верующих, чтобы определить, соответствуют ли они условиям участия во второй фазе служения Христа, «Он с такой тщательностью отнесется к разбору дела каждого, будто никого другого нет на всей земле» (Великая борьба, гл. 28)! «На суде с величайшей тщательностью будет взвешена польза, какую мы извлекли из таланта, которым нас наделили. Как сумели мы распорядиться вверенным нам Небом капиталом? И в день Своего пришествия получит ли Христос то, что принадлежало Ему, с процентами, с прибылью? Использовали ли мы силу рук, сердца и ума для славы Божьей и благословения мира? На что мы употребили наше время, наше перо, наш голос, наши деньги и влияние? Что мы сделали для Христа в лице бедных, страдающих, сирот и вдов?»
(Великая борьба, гл. 28).

Ссылаясь на строгость и торжественность следственного суда, который ожидает каждого верующего, Елена Уайт многократно и серьезно предупреждала своих последователей против легкомысленного отношения к жизни. Например: «Те, кто разделит вместе со Христом радости Неба, неукоснительно выполняют свой долг, „совершая святыню в страхе Божием“… Каждый должен будет встретиться лицом к лицу с Великим Судьей. Поэтому так важно, чтобы человек почаще размышлял о тех грозных минутах, когда небесные книги раскроются, и каждая душа вместе с Даниилом будет стоять „в конце дней“ в ожидании своей участи» (Великая борьба, гл. 28)!

Здесь следует обратить внимание на три важных момента. Во-первых, по окончании следственного суда Христос может изгладить записи о грехах верующего, поскольку козел отпущения, сатана, наконец, заплатит за все. Иными словами, пока грех не оплачен, записи о грехах не могут быть изглажены. Во-вторых, Христос не искупил грехи человечества на кресте. Он был всего лишь жертвой, давшей кровь для последующего искупления в небесном святилище. В-третьих, это искупление, которое Христос совершает на небесах, не является расплатой за грех. Оно всего лишь перекладывает грех — в первой фазе с кающегося грешника на Христа, а во второй фазе с Христа на сатану, который и расплатится за все. Тем же, кто оказался недостойным участия в окончательной фазе служения Христа, придется самим расплачиваться за свои грехи, которые будут переложены с Христа обратно на них.

Верующие, которые еще не подверглись следственному суду, имеют лишь благословения первой (предварительной) фазы служения Христа. Поэтому они находятся на испытательном сроке, имея предварительное прощение от Бога. За это время они должны подготовиться к тому дню, когда их вызовут на суд. Никто не знает, ни когда это случится, ни каким будет вердикт. Это учение всегда порождало в душах адвентистов невыносимые терзания, доходящие о крайнего отчаяния. Неудивительно, что адвентистские богословы пытаются переформулировать это учение, чтобы как-то облегчить страдания своих единоверцев. Однако если Елена Уайт действительно является таким авторитетом в вопросах учения, как говорят об этом адвентисты, им придется считаться с тем, как это учение понимала она. Никто не вправе менять это учение лишь потому, что больше с ним не согласен. Это учение — неотъемлемая часть адвентизма.

КРИС БАДЕНХОРСТ «Следственный суд в учении АСД»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: