Вызовы нового времени

Вызовы нового времени


Что принесло с собой новое время?

Наше время—это время стремительных перемен. Когда-то мир оставался тем же в течение столетий, теперь его облик меняется в считанные годы. Перемены, происходящие в мире, требуют соответствующих изменений и в понимании того, как должна развиваться церковь.

В ответ на новые вызовы всемирная Церковь АСД сегодня акцентирует три аспекта своего развития: качество жизни членов церкви, единство и рост церкви. Другими словами, развитие церкви должно быть целостным, а само понятие роста включать в себя не только количественную, но и качественную составляющую. Крона дерева не может разрастаться в высоту и ширину, если у него нет глубоких корней. Сегодня становится все более очевидной необходимость серьезных усилии по укреплению корней— укоренения в вере приобретенных на волне глобальной миссии членов церкви.

Свидетельством того, что время изменилось, является статистика церковного роста. Цифры неуклонно утрачивают свой победный символизм. Например, статистический отчет по Евро-Азиатскому отделению на июнь 2003 года показывает, что потери за предыдущий годичный период составили почти девять десятых относительно роста. Такое соотношение свидетельствует о том, что мы оказались перед лицом нового вызова: не только как крестить, но и как сохранить в вере тех, кого церковь уже приобрела. Очевидно, что назревает необходимость в смене парадигмы развития в сторону «укрепления корней».

Каковы могут быть общие черты новой парадигмы? Чтобы ответить на зтот вопрос, надо понять сущность перемен, которые произошли в нашем обществе. Рассмотрим две наиболее важные из них.

Прежде всего, надо отметить, что последние годы в странах, составлявших некогда Советский Союз, произошел значительный рост национального самосознания, В целом этот процесс отмечается во всем мире: так отдельные культуры реагируют на феномен глобализации. Глобализация стремится установить некий новый мировой порядок по западному образцу, сделать мир глобальным «плавильным котлом», в котором бы переплавились особенности национальных культур, экономик и политического управления. Пророк Даниил предсказывал, что планам установить глобальный мировой порядок не суждено сбыться: «не сольются». Но всегда будет существовать и даже нарастать противоборство тех, кто стремится подчинить весь мир своему контролю, и тех, кто противится этому.

Рост национального сознания имеет свои особенности в каждой стране бывшего Союза. Что же касается России, то для этого у нее есть совершенно особые причины, и коренятся они в исторической памяти самого народа. Противоборство влиянию западного христианства православная Россия долгое время считала своей священной миссией, а Москву—третьим Римом, новой столицей правой веры. К этому необходимо добавить самодостаточность и альтернативность многовековой российской культуры и исторический опыт существования могущественной империи.

Сегодня, после смутного десятилетнего периода, российская история уверенно возвращается на круги своя. Правящая элита теперь связывает будущее России не с развитием демократии по западному образцу, а с возрождением традиционных ценностей. С каждым годом будет все сильнее ощущаться давление традиционной культуры и расти подозрительность ко всему, что приходит с «латинского» Запада. Эти изменения будут осложнять продвижение миссии церкви и станут дополнительным испытанием верности адвентистским ценностям для ее членов.

Другой особенностью нашего времени является изменение места религии и церкви в «совершеннолетнем» мире. Сегодня мы живем в секулярном, или безрелигиозном, мире, что является результатом исторического процесса, который начался в Европе в XIII пеке и достиг своего пика в наши дни. В секулярном обществе вера в Бога утрачивает свое прежнее значение. Современного человека не интересует, что написано в Библии, Он не понимает значения религиозных традиций, не доверяет церкви и священнослужителям, он больше всего озабочен жизнью в этом мире, и его мало беспокоит мир иной.

Процесс секуляризации не прошел стороной и страны бывшего Советского Союза. Всплеск живого интереса к религии в начале 90-х быстро сменился равнодушием, а миссионерская активность некоторых религиозных движений оставила после себя выжженную землю недоверия религиозным организациям вообще. Кроме того, экономический рост, открывающий возможности заработать и потратить деньги, добавил новых житейских забот, которые почти совсем не оставили ни времени, ни сил для заботы о душе.

Новое время принесло с собой новые вызовы для церкви.
С одной стороны — это вопрос о том, что может побудить человека стать адвентистом и оставаться им, если в обществе растет настороженное отношение к протестантизму и уже почти потерян интерес к евангельской проповеди, С другой—это утрата прежней миссионерской мотивации пасторов и членов церкви. Еще недавно быстрый численный рост стимулировал веру членов церкви, укреплял их в желании трудиться для нее и носить ее имя. Но кризис численного роста вызвал и кризис миссионерской мотивации.

Для того чтобы как-то исправить положение, можно попытаться прибегнуть к принуждению, но, как показывает опыт, в этом случае нельзя надеяться на долговременный результат. Очевидно, что люди хотят принадлежать церкви не только для того, чтобы отдавать деньги, время, силы, но чтобы получать, удовлетворять свои насущные потребности и интересы. Если этого не происходит, то накапливается усталость и следствием становится разочарование.

Чтобы сохранить рост церкви в новых условиях, уже недостаточно простого умножения усилии, привлечения новых ресурсов, разработки новых программ и проведения обучающих семинаров. Ключевыми вопросами роста церкви сегодня уже не могут быть вопросы методического характера—как правильно вручить буклет или произвести «ломку льда». В новое время прежние «количественные» вопросы не имеют решающего значения, но приобретает исключительную важность вопрос «качества жизни».

Возможно, сегодня мы подошли к тому моменту, когда осознанно или нет, но должны сделать выбор дальнейшего пути развития. Один путь—это постепенный переход от наступательной парадигмы «глобальной миссии» к оборонительной парадигме «остатка». Остановка численного роста, потеря членства, положение непризнанного религиозною меньшинства будет вынуждать церковь к тому, чтобы замкнуться на самой себе, уйти в глухую оборону, отгородиться от мира стеной фанатизма и сосредоточиться на вопросах выживания. Отсутствие реально достижимых внешних целей, способных объединить и воодушевить церковь, постепенно приведет к смещению акцентов на решение внутренних проблем и ослаблению единства. Именно к такому пути развития, как показывает история, нас будут подталкивать силы, не заинтересованные в нашем успехе.

Другой путь — это путь развития «наступательной» парадигмы, поиск целей, способных объединить и воодушевить церковь в сложных условиях нового времени. Какой должна быть новая парадигма роста? Что должно стать ее определяющими чертами?

Главная проблема, которая должна быть решена в новое время,— это миссионерская мотивация церкви. Трудно долго стучаться в закрытые двери и ожидать снисхождения со стороны подозрительных или, в лучшем случае, безразличных жителей нашего мира. Невозможно долго держаться на одной вере, не имея ни реального видения, ни реальных результатов. Нужны новые цели, новые точки приложения миссионерских усилий, новые воодушевляющие результаты. Этими целями могут стать цели качественного роста, цели укрепления корней, что будет естественно приводить к росту кроны.

Павел Гончар. В поиске новой парадигмы. Альфа и Омега №1 за 2004 год

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: