ТРУДНЫЙ ВЫБОР

ТРУДНЫЙ ВЫБОР


ТРУДНЫЙ ВЫБОР

Идет уже второй год, как мы ностальгически вспоминаем те времена, когда не было всех ковидных ограничений. Простые вещи, которые нам всегда казались очевидными и незыблемыми, оказались недоступны, и мы, только лишившись их, начали понимать, как же это здорово – иметь возможность перемещаться по стране и миру без всяких ограничений, посещать театры, бассейны, ездить без маски в общественном транспорте и обниматься при встрече без риска заразить друг друга.

Различные организации и учреждения постепенно научились работать в этом режиме. Для того чтобы снизить скорость распространения пандемии и поберечь людей, многие мероприятия стали переноситься в дистанционный формат. Это коснулось и работы различных международных форумов, учебных заведений, церквей. Конечно, все это уже изрядно поднадоело и время от времени недовольство ограничениями у некоторых выплескивается наружу.

В начале всю степень опасности никто не понял. Когда начиналась пандемия, многим казалось, что ковид – это какая-то локальная инфекция, которая опасна жителям Китая и еще некоторых приграничных стран, а жителям Европы и других частей света она не угрожает. Позднее появилась информация, что с наступлением весны и лета в Европе, когда среднесуточная температура перешагнет некий критический для жизни вируса порог, пандемия пройдет сама собой, так как коронавирус просто не переживет жарких дней.

В то же время наряду с оптимистами изначально были и те, кто с самого начала утверждал, что все это глобально, всерьез и надолго и всем нам надо готовиться жить с этим многие годы, а то и десятилетия. Пока, к сожалению, можно сказать, что они оказались правы.

Церкви в большинстве стран, пожалуй, впервые за всю историю столкнулась с невозможностью проведения богослужений в привычном формате. Часть церквей довольно быстро отреагировали и сразу же начали проводить прямую трансляцию богослужений. Некоторые церкви (особенно небольшие) раскачивались подольше. Многие верующие отнеслись к этому с пониманием, но были и те, которые видели в отказе от привычных форм едва ли не проявление маловерия, а то и вовсе отступничества.

В зависимость от статистики, связанной с заболеванием, санитарные требования то немного ослабевали, то вновь ужесточались.

Сегодня в России и особенно в мегаполисах очередной пик: очень много заболевших, больницы переполнены, высокая смертность. На этом фоне выглядит вполне естественным введение локдауна. Граждан призывают по возможности оставаться дома, соблюдать санитарные требования. Многие мероприятия отменены, учреждения закрыты.

В то же время многие устали от ограничений и уже не так дисциплинированны в части выполнения требований и рекомендаций. Это в полной мере относится и к христианам. Все меньше масок, все ближе другу к другу (в том числе на богослужениях).

Самое печальное, что в среде христиан немало и тех, кто едва ли не принципиально выступает против таких вещей как средства индивидуальной защиты, вакцины и т.д. Причем для того, чтобы «подкрепить» свою точку зрения, они пытаются использовать даже тексты из Священного Писания, выдергивая те или иные стихи.

Эти настроения, как правило, идут «снизу» – служители церквей, в основном, занимают куда более здравую позицию. Тем не менее, и они не очень хотят лишний раз акцентировать внимание на теме самодисциплины во время пандемии.

Причин может быть много, например, кто-то просто не хочет портить отношения с фанатичными антипрививочниками, которых сейчас можно найти почти в каждой церкви, и прослыть в их глазах маловером или отступником.

На мой взгляд, если каждый раз во время богослужения с кафедры напоминать, что необходимо обязательно использовать маски, проявляя тем самым заботу о братьях и сестрах, – это уже был бы большой шаг в правильном направлении.

На этой неделе во многих регионах страны, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, закрыты заведения общепита, торговые центры, концертные площадки, МФЦ. Запрещено проведение культурных мероприятий, выставок, различных тренингов и чтение лекций. Куда-то можно войти только при наличии QR-кода.

Религиозным организациям формально разрешено продолжить проведение служб в обычном режиме. При этом многие церкви, осознавая свою ответственность, призывают прихожан при малейшем недомогании оставаться дома, беречь друг друга. Для тех, кто решил остаться дома, организуется онлайн-трансляция богослужений.

В то же время, учитывая длинные выходные, некоторые церкви уже заранее запланировали на эти дни какие-то специальные мероприятия – конференции, обучающие семинары, курсы и т. д. С одной стороны, это вроде бы трудно назвать богослужением в обычном режиме (что допускается в эти дни).

С другой стороны, можно понять и организаторов, которые на протяжении многих месяцев готовились к проведению какой-нибудь конференции или форума и очень уж хочется провести их в очном формате, а не дистанционно. Организаторы оказались перед очень сложным выбором. Отказаться от проведения намеченных мероприятий непросто. Многое уже сделано, есть немало людей, которые очень хотят участвовать и наверняка они будут очень огорчены, если намеченные мероприятия будут либо отменены, либо переведены в онлайн формат. Наверняка, часть верующих обвинит тех, кто примет решение об отмене, в маловерии, перестраховке, неверном расставлении приоритетов.

Одним из аргументов тех, кто не хочет введения дополнительных ограничений в церковную жизнь, является то, что «жизнь все равно продолжается». То есть люди по-прежнему ездят в метро, ходят за продуктами в магазины, приезжают друг к другу в гости.

Однако это, конечно, не совсем так. Во-первых, походы в магазин за продуктами или проезды по неотложным делам, если возможно, тоже надо свести к минимуму (напомню, что гражданам рекомендовано в эти дни побольше находиться дома и покидать его только, если это действительно необходимо). Во-вторых, специалисты подчеркивают, что, хотя заразиться можно где угодно, но самая высокая вероятность — это именно при длительном пребывании людей в закрытом помещении (офисы, учебные заведения и т.д).

Показательно и то, что у нас большинство дискуссий о проведении каких-либо мероприятий в церквях (включая богослужения) в основном сводятся к вопросу: разрешено или не разрешено? Можно найти в законодательстве какое-то послабление, которым можно воспользоваться или нет? Вопрос, а стоит ли подвергать дополнительному риску прихожан – возникает значительно реже.

Разумеется, при входе в церковь висят объявления о необходимости использования масок. Служители периодически напоминают об этом. Однако, придя на богослужение, сразу видно, что очень многие, находящиеся в помещении, не выполняют это требование. Может быть, стоило бы пару раз, например, прервать проповедь и попросить надеть маски, как это требуется, чтобы богослужение было продолжено?

Кстати, позиция тех, кто отказывается одевать маску на богослужении, во многом схожа с позицией организаторов христианских мероприятий во время пандемии: выполнение санитарных норм воспринимается не столько, как проявление любви и заботы о ближнем, сколько как вынужденная мера, которую мы вводим под внешним давлением властей, если запреты нельзя обойти.

Отказ от ношения маски не воспринимается как неуважение к ближнему. Аргументы могут быть разные – «мне в ней трудно дышать», «я уже переболел», «я вакцинирован» и т. д. При этом «безмасочник» редко задумывается над тем, что может быть соблазном для многих других. Я, например, знаю немало тех, кто хотел бы сейчас посещать церковь, но предпочитают оставаться дома и смотреть онлайн трансляции богослужений. Причина – недисциплинированность большей части прихожан.

Вот характерная фраза, которую я слышал в той или иной форме уже не один раз: «Я расстроен, что даже когда пастор напомнил, что необходимо использовать маски, едва ли не половина сидящих на богослужении на это никак не отреагировала. У меня на работе коллеги не позволяют себе такого неуважения к ближнему и дело не столько в запретах или проверках, а именно в ответственности друг перед другом».

На мой взгляд, маска сегодня – это, прежде всего, форма проявления любви и заботы о ближнем. Отказ от каких-то конференций – забота о верующих и их близких. Пандемия не должна вызывать панический страх за свое здоровье. Но мы должны иметь иной страх – как бы нам не стать причиной заражения другого? Ведь я могу переболеть коронавирусом в очень легкой форме, а то и вовсе не заметить, что заболел, но при этом через меня может заразиться кто-то, у кого болезнь пройдет тяжело и оставит после себя серьезные последствия.

Конечно, все мы прекрасно понимаем, что встречаться очно лучше, чем в интернете. Общаться, глядя в глаза друг другу, лучше, чем переписываться в социальных сетях. Участвовать в богослужении в храме лучше, чем сидеть перед монитором. Но времена бывают разные.

Сегодня в мире мы видим тенденцию перевода многих церковных мероприятий в онлайн. Хорошо ли это? Наверное, не очень, но, возможно, надо пережить и это. Было время, когда христиане собирались в пещерах. Было время – тайно по домам друг у друга по несколько человек. Потом пришло время богослужений на огромных стадионах, куда могли приходить тысячи. Сегодня мы оказались в другой ситуации.

Кстати, при всех минусах перехода в онлайн, есть и нечто положительное. В частности исследование Lifeway Research, ссылки на которое содержатся в статье Nearly Half in U.S. Watched Church Online during Pandemic (baptiststandard.com) показало, что, хотя в целом посещаемость церквей за время пандемии упала, с другой стороны, появилось немало людей, кто начал смотреть трансляции богослужений из числа тех, кто до этого никогда не посещал никакие церковные службы.

Я не вхожу в оргкомитет какой-либо христианской конференции, которая намечена на время ужесточения ограничений, но, если бы я входил, то выступил бы либо за отмену, либо за перенос в онлайн, чтобы снизить риск заражения участников и их близких. По сути, мы имеем дело с двумя разными видами опасений (кто-то может назвать это страхами).

Первое – это опасение того, что мы можем оказаться препятствием исполнения воли Бога, Который хочет, чтобы мы проявили твердость и воплотили в жизнь Его и свои планы, не смотря на пандемию.

Второе – это опасение, что за волю Бога мы выдаем свое большое желание во что бы ни стало провести намеченное мероприятие, чтобы силы и средства, потраченные на его подготовку, не оказались тщетными. Кстати, твердости и мужества для принятия решения об отказе требуется не меньше, так как в этом случае основные упреки будут в основном от «своих», а это наиболее болезненно.

В заключение скажу, что я очень хорошо понимаю перед каким сложным выбором оказались те, кто сейчас решает: проводить намеченное мероприятие (христианский форум, конференцию, съезд) или отказаться? Я бы голосовал за отказ, чтобы не стать причиной нового всплеска заболеваний в семьях тех, кто приедет или придет на конференцию.

Могу ли я оказаться неправ и это окажется излишней предосторожностью? Конечно, могу. Более того, это тот редкий случай, когда я буду искренне рад, если ошибаюсь.

Михаил Неволин
https://gazeta.mirt.ru/stat-i/cerkov/post-2519/

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: