ШКОЛЫ ЗАКОННИКОВ В ЦЕРКВИ

ШКОЛЫ ЗАКОННИКОВ В ЦЕРКВИ


#законничество #легализм #завышенный_стандарт #христианское_поведение

ШКОЛЫ ЗАКОННИКОВ В ЦЕРКВИ

Старая законническая школа.
Я вырос под сенью старой законнической школы и хорошо знаком с ней. Наши духовные пастыри пристальней заглядывали в наши холодильники, чем в наши сердца. Пиво или вино влекли нас прямо в ад, тогда как дух критики и клеветы считался всего лишь досадным недостатком, требующим небольшого увещевания.
Были и другие правила. Мы называли их «черный наборчик». В начале списка шли запрещения, касающиеся кинотеатров, танцплощадок и игральных карт (особенно покера).
Существовал также строжайший стандарт одежды. Короткие платья, длинные волосы у мужчин, равно как и бороды — все это было от сатаны, хотя Иисус на картинах изображался с длинными волосами и бородой. Но Он, конечно, считался исключением из правил.
Сегодня многие христиане подшучивают над старым «наборчиком». Мы покачиваем головами, понимающе щелкаем языками и удивляемся,
кому только пришло в голову считать, что старомодная одежда, унылая диета и короткие мужские стрижки делают нас лучше, а наше свидетельство сильнее. Большинство из нас давным-давно поняли, что подобные законы и установления совершенно бессильны против влечений плоти и никак не помогают выяснить, у кого из нас правильные отношения с Богом, а у кого нет (Кол. 2:20-23).
Однако закат старой школы законничества не означал кончину законничества как такового. Оно все еще живое и бодрое, только ловко
трансформировалось в новые разновидности, каждая из которых имеет свой собственный «наборчик» правил и стандартов.
Новая законническая школа.
Вскоре после того, как я стал христианином, я понял, что существует два типа христиан: обычные христиане, каких много, и христиане со знаком качества — драгоценные сосуды
Стандартная модель ходила в церковь, старалась избегать больших грехов и иногда где-то кому-то добровольно помогала.
Христиане со знаком качества тоже ходили в церковь и старались избегать больших грехов, но не ограничивались простой добровольной
помощью. Они служили в качестве лидеров. И у них в запасе всегда находились правила для получения дополнительных баллов и высокие ограждения.
Правила со знаком качества
Правила со знаком качества использовались для укрепления духовной зрелости и фокусировались в основном на духовных дисциплинах.
Законодатели этих правил не просто молились. Они молились в правильное время и правильным образом. Я быстро усвоил, что
вставать рано утром, чтобы почитать Библию, намного похвальнее, чем подолгу валяться в постели, а затем читать Библию наспех. Также
было важно записывать свои наблюдения в дневник, и лучше не простой, а в солидном кожаном переплете.
У них существовали также и многие другие правила, которые не значились в Библии, но были обязательными, если я хотел войти в круг глубоко посвященных. Они касались таких вопросов, как время, проведенное у телевизора, важность чтения Библии, собравшись
всей семьей, жертвование денег на необходимые направления благотворительности, свидетельство о своей вере незнакомым людям, а также умение говорить о всех насущных вопросах современного христианства. Конечно, этот список неполный. Полный был длинным и постоянно обновлялся.
Ограждения со знаком качества
Ограждения со знаком качества предназначались для того, чтобы не допустить проникновения греха. Ни одно из них нельзя было обнаружить
в Библии, но зато все они «базировались на Библии». В сущности, они служили дополнительными ограждениями вокруг ограждений Божьих, с тем чтобы никто не подошел близко к краю скалы и не свалился вниз.
Помню, как-то я спросил своего пастора, почему мы выстроили столько дополнительных ограждений, о которых Библия ничего не говорит. И он ответил, что это нужно для нашей безопасности. Очевидно, что Божьих ограждений недостаточно, а потому было добавлено еще несколько, чтобы прийти Богу на выручку. 
 
Например, Божье ограждение говорит: «Не упивайтесь», поэтому мы добавили свое, гласящее: «Не пей». Следующее Божье ограждение
говорит: «Не прелюбодействуй», поэтому мы добавили свое, гласящее: «Не танцуй». Бог сказал: «Не будь сребролюбивым», поэтому мы
уточнили, что тебе хорошо бы иметь дом поменьше и машину подешевле. Были в запасе и другие ограждения.
Я моментально решил записаться в клуб христиан со знаком качества, ведь я хотел стать максимально хорошим христианином. Дополнительные правила и ограждения обеспечивали мне прекрасную беговую дорожку и возможность показать Богу и всем остальным,
насколько я серьезен в желании следовать за Христом.
Я старался изо всех сил, но заметил, что эти правила и ограждения не очень-то помогали мне быть похожим на Иисуса. Я продолжал сражаться с теми же грехами, что и стандартная, базовая модель христианина. Фактически, один грех у меня даже добавился: гордость.
Ведь трудно же оставаться смиренным, когда ты представляешь собой один сплошной знак качества, а вокруг тебя рядовые, простенькие
модели.
Прибавления к Слову Божьему
Законничество потому так опасно, что оно всегда вытекает из лучших побуждений. Законник никогда не видит себя законником. Он видит себя послушным Писанию и никогда не считает свои правила псевдобиблейскими. Он считает их глубоко библейскими, поскольку
они способствуют точному применению всего того, что подразумевает Священное Писание.
Один из главных признаков законничества — особый акцент на косвенных утверждениях Писаний, а не на прямых повелениях
Слова Божьего.
Приведем пример. В своем Первом послании к коринфянам апостол Павел велел им быть нравственно непорочными, потому что их тела
— это храм Святого Духа (1 Кор. 6:15-20). Павел побуждает коринфян оставить безнравственность, а именно, перестать пользоваться
услугами блудниц, которые служили в своих храмах идолам плодородия.
Об этом говорилось прямо.
Но когда даже начинающий законник прибирает к рукам подобный текст, он видит там гораздо больше, чем прямое повеление не ложиться с блудницей. Это ведь слишком узко. Законник не отвергает необходимость нравственной чистоты. Это данность. Но для него нравственной чистоты недостаточно. Он постарается увидеть то, что этот отрывок мог бы предполагать, кроме написанного. Постарается удостовериться, что ничего не упустил. Будет выводить свое послушание на более высокий уровень исходя из предполагаемого смысла текста. 
 
Поэтому он, вполне вероятно, впишет в этот текст и библейский запрет на татуировки, пирсинг, пластическую хирургию, а также добавит
повеление выглядеть и одеваться как можно лучше, подбирать цвета одежды к цвету глаз и волос и чистить зубы специальной нитью.
Логика законничества
На определенном уровне все эти виды дополнительных повелений имеют смысл. Вот почему так трудно спорить с законниками. Их правила и ограждения всегда базируются на логическом дополнении к библейским заповедям или принципам.
С точки зрения законника, если наше тело — храм Святого Духа, значит, Бог хочет, чтобы мы относились к своим телам с максимальной
внимательностью. Поэтому подобные тексты становятся библейским повелением регулярно делать зарядку, правильно питаться и спать
необходимое количество часов. А также они обличают толстых людей, которые, безусловно, духовно недисциплинированные и на Божье
благорасположение могут даже не рассчитывать.
Эта же логика проявляет себя в запрещении татуировок, пирсинга и пластических операций. Вы ведь не станете осквернять иерусалимский
храм, малюя на его стенах граффити. Но если вам и в голову не придет что-то менять в устройстве скинии, почему тогда вы способны осквернять или перестраивать храм Святого Духа? В результате этот текст выдается за повеление относительно ваших тел вообще.
Честно говоря, я не уверен, что апостол Павел присоединился бы к таким обобщениям. Я вполне допускаю, он удивился бы, узнав, что
его призыв прекратить посещение храмовых блудниц и хранить себя в чистоте также означает и повеление заниматься тренировками для
укрепления сердца, кушать органические продукты, регулярно проверяться у зубных врачей и записываться в очередь к супермодному
визажисту.
Вот так и работает законничество. Оно превращает наше стремление быть предельно верными Писанию в неукоснительное следование неким затейливым добавлениям к тексту. Законничество фокусирует наше внимание на том, что может подразумеваться, но никак не на том, что текст говорит фактически.
Лэрри Осборн «Неумышленное фарисейство»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: