ПРОБЛЕМА АДВЕНТИСТСКОГО АВТОРИТАРИЗМА

ПРОБЛЕМА АДВЕНТИСТСКОГО АВТОРИТАРИЗМА


ПРОБЛЕМА АДВЕНТИСТСКОГО АВТОРИТАРИЗМА

Вот уже в течение многих лет действия или предполагаемые действия руководства Адвентистской Церкви демонстрируют чрезмерную одержимость соответствием правилам и единообразием. В особенности, церковь проявляла настойчивую и мучительную озабоченность по поводу использования своего авторитета и власти для обеспечения повиновения ей.

Об этих проблемах сказано и написано много. Существует общее мнение, что власть в Церкви Адвентистов седьмого дня должна быть распределенной властью в том смысле, что каждый из уровней церкви также является фокусом авторитета. Каждый уровень развивается сбалансированно и пропорционально, уважая сферы ответственности и компетенции других уровней. Здоровая деноминация состоит из многих таких фокусов власти; дисфункциональная деноминация характеризуется ошибочными попытками расширить один из уровней власти за счет всех остальных.

Что бы не понималось сейчас под использованной Еленой Уайт фразой «высшая власть, которую Бог имеет на земле» (и других подобных определений) в отношении Генеральной Конференции или сессии Генеральной конференции, её следует понимать в контексте ответственного управления авторитетом на благо всех сегментов, избранных членами церкви. Ничто в адвентистском богословии или в экклезиологии не позволяет Генеральной Конференции или любому другому административному уровню считать себя священным магистратом церкви, уполномоченным навязывать свои определенные убеждения всей остальной Всемирной церкви или избранным ее сегментам. Власть не следует смешивать с контролем и принуждением.

Применение силы или принуждение для того, чтобы навязать предпочтительную культурную, моральную или богословскую точки зрения, наносит значительный вред церкви.

Всегда были и будут существовать различные теории и аргументы относительно различного понимания рукоположения, административных отношений, авторитета и тому подобного. Но все они сходятся в одной реальности: что применение силы или принуждение для того, чтобы навязать предпочтительную культурную, моральную или богословскую точки зрения, наносит значительный вред церкви.
Поврежденная душа

Независимо от результатов или последствий (преднамеренных и непреднамеренных) действий, политики и принятых документов об административных и институциональных функциях внутри деноминации, Церковь Адвентистов седьмого дня уже потеряла нечто ценное в результате ясных намерений некоторых из этих действий. Душа церкви была повреждена, и последствия этой раны – весьма глубокие. Хотя содержание документов, инициатив и голосований может показаться простыми процедурами или операциями, направленными на управление и руководство церковью, — их влияние выходит далеко за рамки этого. Дух, который вдохновляет эти действия, а также отношения и подходы к лидерству, которые они открывают, неизбежно оказывают глубокое и прочное воздействие на дух и душу церкви. Эти действия задают тон социальной и общественной ткани нашей церкви. Они влияют на то, каким сообществом веры мы являемся, и каким будем в будущем.

Одним из самых дорогих достояний нашей церкви является ее социальная ткань: качество отношений, которыми мы наслаждаемся как сестры и братья по вере. И эта ткань разрывается первой, когда в лидерстве и управлении церковью используются авторитарный и контролирующий подходы. Церковь съеживается, когда ее лидеры становятся слишком негибкими и слишком опьяненными парами власти и контроля. Желание достичь соответствия правилам и единообразия препятствует способности церкви «действовать с милостью и справедливостью» (Осия 12:6, Новый перевод РБО) и «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом» (Михей 6:8, Синодальный перевод).

Использование силы и принуждения для навязывания предпочтительной культурной, моральной или теологической точки зрения ставит под угрозу само положение нашей души и тех свобод, которые вдохновляют нашу веру и преданность Богу. В результате происходит подрыв доверия. Происходит ослабление морального авторитета. Происходит уменьшение ресурсов – человеческих, финансовых и эмоциональных. Происходит раскол сообщества. Происходит дегуманизация и делегитимация личности. Принижается достоинство, которым Бог наделил людей как «носителей Его образа». Происходит подавление творчества. И в этом проявляется утонченное подавление правды. Ибо всякий раз, когда авторитет используется для узаконивания ошибки или искажения правды под предлогом отстаивания истины, имеет место также утонченное подавление правды и подавление постоянного получения телом церкви дополнительных истин.

За кем мы следуем?

Парадокс этой ситуации заключается в том, что церковь утверждает, что берет пример во всех вопросах веры и практики с Бога. Тем не менее, космический нарратив, к которому мы присоединяем и историю нашей церкви, касается Бога, который управляет Своей вселенной на основе принципов любви, доверия и свободы, а не на основе силы и принуждения. Когда мы пренебрегаем этими принципами в своих действиях по лидерству и управлению, ткань наших отношений распутывается. Тон, заданный таким пренебрежением, изменяет или вредит душе церкви. Все мы становимся от этого беднее.

Чтобы сообщество процветало, в нем должна быть атмосфера любви, доверия и свободы. Несмотря на риск злоупотреблений, эти принципы управления и лидерства подают наилучшие надежды на формирования сообщества, которое испытывает «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, верность, кротость (и) воздержание» (Галатам 5:22). В такой среде люди раскрывают свой наивысший потенциал. Они вносят свой самый большой вклад. Они достигают своих самых высоких целей. Они становятся сотворцами с Создателем. Они становятся агентами преобразования. Они становятся ответственными и подотчетными партнерами в продвижении миссии церкви.

Религиозный авторитаризм, когда он процветает в церкви, становится неудобной темой для его описания. Но авторитаризм вновь и вновь поднимал голову над планирующими и над принимающими решения органами нашей церкви. Чтобы церковь вообще была церковью, в ней должно быть нечто большее, чем доктрины, политика и правила. Она должна обладать здоровой и живой душой. Авторитаризм и контроль — это враги здоровья души. Если такое отношение сохранится, то церковь рискует потерять свою душу. Такова моя точка зрения!

Доктор Радж Аттикен изучает взаимосвязь между верой, культурой, евангелием и церковью. Он работает адъюнкт-профессором религии в Кеттеринг-колледже. Это эссе было впервые опубликовано в AT в октябре 2016 года.

https://atoday.org/проблема-адвентистского-авторитариз/

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: