ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ НЕЗДОРОВОЙ РЕЛИГИИ

ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ НЕЗДОРОВОЙ РЕЛИГИИ


#нездоровая_религия #отношения_в_церкви #токсичная_религия

ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ НЕЗДОРОВОЙ РЕЛИГИИ

1. ВОЛЯ ГРУППЫ ПРОТИВ ВОЛИ ЛИЧНОСТИ

Во всех нездоровых религиях воля индивидуума должна покориться воле группы. Цели группы преобладают над целями личности. В любой секте, которую можно отнести к тоталитарным, думать самостоятельно или думать о себе считается неправильным. В первую очередь полагается думать о группе!

Полное послушание лидерам является одним из самых универсальных правил. Индивидуальность — это плохо. Поощряется только полное подчинение общине.

Ощущение реальности у члена секты становиться как бы вывернутым наизнанку: он приучается игнорировать свое «внутреннее «я»» и доверять только авторитету лидера. Он становится полностью зависимым от указаний и мнений окружающих.

Я наблюдал, что рядовые члены практически любой такой церкви испытывают большие трудности в принятии решений, видимо, потому, что придают слишком большое значение мнению других людей. Находясь в этом состоянии полного подчинения и зависимости, члены секты нуждаются в указаниях, что делать, думать и чувствовать.

Лидеры различных сект используют совершенно одинаковую тактику для воспитания зависимости у своих последователей. Они часто перемещают членов секты в новое, незнакомое им окружение, произвольно меняют их обязанности, непредсказуемым образом продвигают их по иерархической лестнице вверх или вниз; все это делается для того, чтобы лишить человека чувства равновесия.

Другой метод состоит в том, чтобы дать человеку непомерно сложное и ответственное задание, утверждая, что выполнить его возможно только достаточно «чистому» человеку, а потом принуждать его признать свою «нечистоту», если он не справится с ним.

2. СЧАСТЬЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ХОРОШЕЙ РАБОТЫ

Поначалу пронизывающая жизнь в нездоровой общине любовь кажется безусловной и неограниченной, новичков буквально ошеломляет попок внимания и похвал. Но через несколько месяцев, по мере того как человек все больше втягивается в секту, лесть и внимание переключаются на очередных новобранцев. Член церкви обнаруживает, что любовь не безусловна, но зависит от того, как успешно он работает.

Поведением теперь управляют при помощи поощрений и наказаний. Для того чтобы побудить членов секты стремиться быть более продуктивными, используется соревнование и конкуренция. Если дела в секте идут не слишком хорошо — рекрутируется мало новобранцев, в прессе появляются критические материалы, велик отток «предателей» — все это объявляется следствием личных ошибок членов, их «доза счастья» урезается до исправления ситуации.

Настоящая искренняя дружба людей в церкви неотделима от
ответственности, и поэтому осуждается руководством секты, хотя и
завуалированным образом. Член секты может испытывать эмоциональную привязанность только в «вертикальном» направлении
(т.е. к лидерам), а не в «горизонтальном» (к равным себе членам). Дружба представляет опасность для нездоровой религии. В частности,
и потому, что если один человек уйдет из секты, он может потянуть за собой других. Разумеется, как только кто-то покидает группу, «любовь», ранее направлявшаяся на него, незамедлительно превращается в ненависть, злобу и насмешки.

Человеческие отношения в нездоровой религии обычно весьма поверхностны, поскольку обмен глубокими личными переживаниями, особенно негативными, в высшей степени не поощряется. Эта особенность секты является доминирующей, несмотря на то, что члену секты может казаться, что степень его близости со своими соратниками превосходит все его отношения в предыдущей жизни. И в самом деле, пройдя через испытания тяжелой изматывающей работой (например, сбор денег для секты под проливным дождем или в изнурительный зной) и преследованиями (например, за незаконные действия), члены секты испытывают сильнейшее чувство товарищества и совместного мученичества. Но поскольку единственная «легальная» привязанность может быть только к лидеру секты, на поверку такие отношения обычно
оказываются весьма поверхностными, а то и просто фантазиями.

3. МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЧУВСТВАМИ СТРАХА И ВИНЫ

Членам нездоровых общин приходится жить в узком коридоре страха,
вины и стыда. Все проблемы объявляются результатом ошибок члена группы, слабости его веры, недостатка его понимания, его «плохой наследственности, одержимости злыми духами и т.д.

Член секты постоянно ощущает вину за несоответствие неким стандартам. Он верит, что «грех» охотится за ним. Во всякой деструктивной секте, с которой мне приходилось иметь дело, страх всегда является главной движущей силой. В любой секте имеется свой собственный «дьявол», поджидающий за углом свою жертву, чтобы соблазнить и совратить ее, убить или свести с ума. Чем более реальными и яркими являются образы «демонов», создаваемые группой, тем сильнее сплочение членов секты, «воспитываемое» этими образами.

4. НАЗАД ПУТИ НЕТ

В деструктивных церквях не бывает «законного» способа покинуть их. В отличие от «нормальных» организаций, которые признают неотъемлемое право человека в любой момент покинуть их, в сектах, практикующих контроль над сознанием, за членами не признается возможность выхода из секты.

Верующим внушают, что причинами добровольного выхода из секты могут быть только слабость, безумие, соблазн, промывание мозгов, гордыня, греховность и т.д.

Членам церкви настойчиво внушают, что если только они рискнут расстаться с нею, ужасные последствия неминуемо наступят как для них лично, так и для членов их семей и для всего человечества. Хотя многие сектанты говорят: «Покажите мне путь, который лучше, чем мой, и я выйду из секты», — на самом деле они не располагают ни временем, ни умственными возможностями доказать даже самим себе свою правоту. Они заперты в психологической тюрьме.

Стивен Хассен «Противостояние сектам»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: