КАК МЫ ИЩЕМ В ЦЕРКВИ НЕ ТО

КАК МЫ ИЩЕМ В ЦЕРКВИ НЕ ТО


#скуратовская #религиозный_невроз #искажение_религии

КАК МЫ ИЩЕМ В ЦЕРКВИ НЕ ТО

Зачем людям с неврозом нужна Церковь? Главным образом, чтобы почувствовать себя в безопасности. Жить страшно. Церковь – место, куда приглашают: «Приидите, все труждающиеся и обремененные», Церковь воспринимается как тихая гавань, по-настоящему безопасное место. Но безопасность возникает здесь не только из-за соблюдения правил, которые предлагает Церковь, но и из-за принадлежности к «правильной» Церкви, с которой можно идентифицироваться, чтобы почувствовать превосходство над «неправильными», и наконец, в Церкви всегда можно отдать ответственность за свою жизнь «старшим».

В Церкви такой человек рассчитывает найти не только одобрение и принятие, но и оправдание. Последнее ценно тем, что за Церковью стоит авторитет Бога, и человек «получает сертификат своей ценности» как бы от самого Бога.

Но здесь же невротик реализует и другие свои потребности. Примкнув к авторитету Церкви, можно получить инструмент влияния, контроля и манипулирования окружающими (вспомнить хотя бы пресловутых «злых бабушек»; православных активистов, которые громят музеи, или тех, кто ограждает батюшек от окружающих, пресекая «доступ к телу»).

Еще Церковь помогает им найти смысл в страдании – но этот смысл также основан на убежденности, что хорошее отношение надо «заработать». Есть популярная формула: «чем больше будешь мучиться в земной жизни, тем лучше будет в Царствии Небесном». И правда, есть те, кому не удалось почувствовать свое превосходство, попытки шлифовать свое «идеальное Я» потерпели неудачу, и на первый план в жизни вышло презрение к себе, тяга к самоуничтожению, своего рода психологический суицид. Именно они в Церкви находят смысл своему страданию, более того, начинают страдать с удовольствием и энтузиазмом. И часто такая позиция одобряется с опорой на святоотеческое наследие – чувство «я хуже всех» намеренно культивируется.

Те молитвенные правила, которые мы читаем, полны покаяния и самоуничижения. Другое дело, что в молитвах, которые оставлены нам святыми отцами, мысли и слова искренни и рождены из ощущения любви Божией.

Невротик же в глубине души ощущает себя тотальной ошибкой Бога, неуместной для существования на земле – к этому его приучили когда-то родители.

Страдание для него – шанс заслужить снисхождение и «условно-досрочное освобождение» от этой мучительной жизни. Увы, таких людей много, именно они выпрашивают «кресты потяжелее», епитимью позабористее и акафистов побольше и подлиннее. Еще чаще, забыв о себе, собственных детях, супругах, доме и семье, идут помогать нуждающимся и не нуждающимся – нельзя исключить в этом милосердия, но оно невротическое. Такой человек идет заниматься тем, что ему зачастую неприятно, чтобы Бог оценил его старания.

Невротик – не злодей, это ребенок, который хочет, чтобы все разрешилось само собой, чудесным образом. Именно поэтому для некоторых церковь становится местом, где можно «поколдовать» и будет, как хочешь. У невротика часто магическое мышление, и он не сомневается, что достоин чудес.

Получить одобрение, быть принятым, найти смысл в страдании, быть послушным и непритязательным, иметь духовного руководителя – кажется, что это идеальный прихожанин, христианин. На самом деле человек не должен ненавидеть себя и впадать в отчаяние. Аскетическая традиция призывает к другому: ненавидь грех, но люби грешника, если упал – поднимайся и иди дальше, покайся и не возвращайся к греху. Для невротика это не так: совершил грех – все, это конец, отвержение Богом и людьми, и поэтому включается защитное отрицание, делающее человека неспособным к подлинному покаянию.

И таким образом место христианства занимает «ложная вера», основным содержанием которой является страх, власть, самоуничижение или магизм.

В любой невротической религиозности очень много страха, но нередко страх становится основным содержанием веры. Страх перед миром, адом и бесами, ИНН, штрих-кодами, психологией и психологами, католиками, американцами. Объектов для страха много.

Еще больше невротик боится быть отвергнутым и уничтоженным, поэтому приходит в церковь спрятаться от опасностей внешнего мира, всем угождать, чтобы не наказали. «Если я буду угождать чудовищу, возможно, меня съедят последним». Невротику трудно поверить в любовь или любить самому. Ведь пока человек не получил Любви, ему нечего отдавать, он пуст любовью – и остается только зависимость или навязчивое стремление все контролировать. Богу в этой вере нет места, как нет места и богообщению – Бог страшит Своей непредсказуемостью и неуязвимостью, поэтому Его место в сознании невротизированного верующего занимает «рукотворный Бог», сконструированный в соответствии со своими невротическими предпочтениями, при том что в глубине души может присутствовать желание, чтобы Бога не было или чтобы Он не вмешивался в нашу жизнь.

Невротическая религиозность, в первую очередь, серьезная психологическая проблема, только во вторую – духовная. Неспособность к покаянию – это реальная проблема невротика. Пока человек пребывает в состоянии невротической религиозности, о покаянии речи не идет, потому что он физически не способен осознать себя как нечто отдельное от «идеального Я» и других защитных механизмов. Именно поэтому, пока не решена психологическая проблема, к духовным подступиться невозможно, так как нет субъекта, с которым можно работать.

И чтобы помочь такому человеку измениться, нужно додать то, что не дали родители. Помочь человеку «пройти заново» начало жизненного пути. Получить в лице психолога или священника значимого взрослого, помочь преодолеть страхи. Пока у человека нет уверенности, что страхи можно победить (а для этого нужно победить хотя бы один-два вместе и терпеливо), честный вопрос «почему меня не любят» перед человеком не встанет. И значит, он не начнет искать ответ на этот вопрос и не сможет изменить взаимодействие с окружающими.

Наталья Скуратовская

https://www.pravmir.ru/vse-myi-nemnogo-nevrotiki-otkuda-rodom-nevrotichnost-i-chto-s-ney-proishodit-v-tserkvi/

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: