ПРИЗНАКИ ЗДОРОВОЙ ОБЩИНЫ

ПРИЗНАКИ ЗДОРОВОЙ ОБЩИНЫ


ПРИЗНАКИ ЗДОРОВОЙ ОБЩИНЫ
Начнем с первого. Один из признаков относительно здоровой общины простой: отношение к людям, не входящим в общину или ушедшим из нее.
Второй признак – отношение к правам, свободе и потребностям личности, входящей в общину.

Итак…

Если люди, не входящие в общину, но являющиеся членами одного с тобой прихода или Церкви, для тебя не чужие (хотя бы подсознательно) – значит, твоя община и ты сам здоровы.

Если уйти из твоей общины просто, если это происходит легко, без обид и манипуляций со стороны руководства и членов общины; если уходящего не бомбардируют звонками, предложениями встретиться и еще раз все обсудить; если ушедшего не пытаются «вернуть» всеми правдами и неправдами; если его не обсуждают и не осуждают за его спиной; если его не воспринимают как отрезанный ломоть, а продолжают дружески, но совершенно свободно и спокойно интересоваться его жизнью, – значит, твоя община и ты сам здоровы.

Если в твой общине не исповедуется ложный тезис о том, что община – почти брак, и что Бог сочетал, то человек да не разлучает, что община даже выше брака, ведь это-де единство вокруг Христа, в то время как семья – всего лишь единство природное и социальное, если община и ее интересы не ставятся выше твоей семьи, той малой церкви, за которую ты прежде всего ответственен – значит, твоя община и ты сам здоровы.

Если ты не испытываешь психологического дискомфорта, когда отказываешься пойти на общинную встречу или служение, по причинам, которые не обязан объяснять всем и каждому, если тебе легко сказать «нет» общинным делам, когда это правда нужно (исходя из твоих личных потребностей, но также и из водительства Духа, а оно по отношению к каждому – свое) – значит, твоя община и ты сам здоровы.

Если, наконец, твоя жизнь не определяется всецело ожиданиями, нуждами и потребностями общины, если ты чувствуешь себя в ней свободно, т. е. можешь быть «самим собой», не играя ожидаемых от тебя ролей, не используя обязательный, хотя и неписанный «сленг» данного сообщества – значит, твоя община и ты сам здоровы.

И еще: если в общине не идут постоянные о(б)суждения входящих в нее людей за их спиной, а проще говоря, сплетни. Прикрываться они могут чем угодно (например, заботой, тревогой и любовью), но это бомба замедленного действия, выкашивающая членов общины (прихода) поодиночке и отравляющая постепенно всю атмосферу вокруг. Это дух. Нечистый и очень разрушительный…

…Если хотя бы один из названных пунктов «хромает» – это уже красная лампочка, сигнал тревоги. Что с ней делать – опять-таки твой свободный выбор, который должен созреть… Если же «хромают» все пункты… Тут духовно, именно духовно, а не только психологически правильным будет лишь один выход – бежать, причем вскрывая замки и взламывая двери, если нужно. Потому что уйти спокойно, скорее всего, не удастся…

Почему общинность переходит в сектантство
А теперь второе соображение: о причинах того, что такой разговор вообще может возникать в христианском сообществе. Причины разные, они коренятся в психологических особенностях членов и лидеров общин, во многих факторах. Но, кажется, все они сводятся к одной глобальной подмене: единство общины основывается не на Христе, и только на Нем, а на чем-то или ком-то еще. Или так: на Христе и… чем-то еще. Помните, в «Письмах Баламута»: задача – чтобы «подшефный» исповедовал Христианство и… что-то еще в придачу.

Этим довеском, в итоге перевешивающим Христа, общение с Ним, единение вокруг Него, может быть что угодно. Им может быть личность духовного руководителя (порой без ведома и желания последнего – тогда это проблема лишь ведомого), общая идеология, общие цели и служения, наконец, твоя собственная потребность в любви и принятии, которую ты не (до)получаешь где-то еще (конечно, полностью устранить душевные моменты невозможно и ненужно, но речь о приоритетах на уровне сердца)… да что угодно. Вплоть до общего культурного уровня, когда тебе просто по-человечески приятно общаться с членами твоей группы (хотя бы и неформальной), твоего круга, а других ты не видишь, не замечаешь и не интересуешься ими.

Кто осмелится сказать, что в его жизни нет людей, которые ему не интересны? Вот они-то и есть те, кто вне твоей «общины», вне поля твоего общения. И – они-то и есть твои ближние, тест на твое христианство, показывающий, чему ты научился от Учителя.

Эти люди – показатель узости твоего сердца, твоего круга общения, твоей церковности. Ведь Церковь – это такая община, которая в пределе призвана охватить весь мир (Мк 16:15), только не путем экспансии, миссии или прозелитизма, а крестным путем сострадательной любви.

Наступит время, когда Бог будет все во всем (1 Кор 15:28)… Комфортно ли мне там будет, если для меня по-прежнему есть свои и чужие, или если мне все свои, но некоторые все-таки «своее»?..

Наверное, тогда выйдет, как в том анекдоте, если его немножко перефразировать: идет экскурсия по раю. Все поют, танцуют, веселятся, на арфах играют… И вдруг – глухая стена за колючей проволокой, наглухо закрытая дверь. Экскурсовод, прижимая палец к губам: «Тсс… здесь – свои. Они хотят быть здесь одни».

Георгий Великанов

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: