АДВЕНТИЗМ В ТУМАНЕ
#адвентизм #фундаментализм #евангеликализм #самоопределение_адвентизма
АДВЕНТИЗМ В ТУМАНЕ
На сегодняшний день опасно открыто обсуждать проблемы в адвентизме, так как тебя будут атаковать с двух сторон, как со стороны руководства, так и со стороны рядовых членов, которые чувствуют что у них уходит земля из под ног. И это очень серьезно, потому что, начиная с 19-го века и почти до конца 20-го, коньком адвентизма была открытая дискуссия. И существовало понимание, что, открыто обсуждая библейские темы, ты придешь к истине, а истина не боится обсуждений.
На сегодняшний день большинство боится обсуждений, потому что в процессе у них появятся сомнения в том, во что они твердо верят сейчас. Они отказываются дискутировать, их кредо веры: «мы верим так как они были научены, потому что мы едем в поезде, которые идет в царство Божие, и последняя станция — Христос».
Это иллюзия, и сегодня я бы хотел поговорить о том, что такое адвентизм, каково его богословское учение. Большинство адвентистов сами не знают, в чем заключается адвентистское богословие. Что такое богословие (теология)? Теология — это не Библия, это парадигма (ПАРАДИГМА — образец или модель; система понятий, исходная концепция) на которой основана интерпретация Библии определенной церковью.
У адвентистов есть миф, что если позволить Библии толковать себя самой Библией, то ты придешь к адвентизму. Но это не соответствует действительности. Если оставить Библию, чтоб она сама себя объясняла, то ты не придешь ни к одной из существующих религий. Возможно, если оставить Ветхий завет толковать себя самого, то ты придешь к иудаизму, но если взять во внимание оба Завета, то ты придешь к разногласиям. Большинство предпочитает не замечать эти разногласия. Поэтому каждая церковь пользуется собственной парадигмой для толкования Библии. Сегодня я бы хотел поговорить об адвентистской парадигме, и том, чем она отличается от парадигмы других церквей.
Я бы хотел начать с представления одной книги, которая появилась в 50х годах и которую вы больше на найдете в адвентистских библиотеках, потому что ее содержание очень спорное.
Книга называется «Questions on Doctrine» (Вопросы по доктрине). Книга была написана в ответ на вопросы, поставленные адвентистской церкви со стороны евангельских церквей. Для начала давайте разберемся что какое евангеликализм. Евангеликализм появился в 50х годах как новое, модное и очень популярное движение, которое на самом деле очень сильно поддерживалось политическими силами США.
С 1900х годов основой всех протестантских церквей был фундаментализм. Фундаментализм придумали не мусульмане, а американские протестантские церкви. Фундаментализм определяет себя как религия книги. Христианство никогда не было религией книги, и протестантизм не был такой религией, хотя и провозглашал принцип Сола скриптура. Религия книги означает, что ответы на все вопросы можно найти в одной единственной книге: вопросы веры, доктрины, жизни, научные вопросы, политика, образование — все-все можно найти в этой книге. Как говорит Калиф Омар: «Если о том, о чем написано в этих книгах, говорится и в Коране, то они нам не нужны, если этого нет в Коране, то они плохие». То же самое происходит в американском фундаментализме, если что-то уже есть в Библии, — то оно нам не требуется, если противоречит Библии, значит это ложное учение и надо его отрицать.
В этой связи хочется упомянуть знаменитую фразу из книги Е. Уайт «Воспитание»: «Библия должна быть единственным учебником в наших школах». Когда делаем математику – то считаем генеалогии, астрономию изучаем из стихов Библии о звездах, геологию изучаем по Библии, где потоп создал геологические слои, биологию изучаем по Библии, ведь там говорится о том, что заяц жует жвачку, историю точно из Библии, да и идеальная политическая система тоже описана в Библии — это божественная теократия. То есть, когда Библия дает ответы на все вопросы — это библейский фундаментализм. Главным постулатом христианского фундаментализма является непогрешимость и безошибочность Библии. Адвентисты объявили себя фундаменталистами, и их позиции в фундаменталистских дискуссиях были очень сильными.
Другим критерием определения, являешься ты фундаменталистом, или нет, являются первые 11 глав из Бытие. Фундаменталисты соглашаются с тем, что содержание этих глав является реальной историей мира от его сотворения до Вавилонской башни. В то время как большинство богословов, не отрицая божественного происхождения Библии, считают, что эти главы являются переработанными, переосмысленными мифами тех времен, и не содержат фактических исторических событий. Отсюда исходит антимодернистское отношение фундаменталистов. Антимодернистское в смысле отрицания личностных свобод в выборе своего пути индивидуумом, отказ в выборе своей точки зрения по поводу креационизма или эволюционизма. Вершиной этого стал так называемый судебный процесс над обезьянами (Monkey Trial), в результате которого все фундаменталисты оказались предметом насмешек.
В результате адвентисты решили доказать свою правоту и начали основывать креационистские институты, чтоб доказать свою точку зрения. Этим самым они всем пытались доказать, что они истинные фундаменталисты. Фундаментализм в принципе показывает точку зрения жителя маленького города, американского фермера, может, учителя начальных классов, сельского доктора, маленького политического деятеля, рабочего. Ни в коем случае это не позиция интеллектуалов или образованных людей из высшего общества.
В 50х годах в Америке произошли большие перемены, и евангеликализм внезапно победил в борьбе против фундаментализма. Фундаментализм представляли в негативном свете, он был демонизирован и подвергался ярой критике. И большинство американских протестантов предпочли принять евенгеликализм. В чем разница между фундаменталистами и евангеликами? Для евангеликов не имеет значение доктрина, конфликт с наукой, все, что их интересует — принял ли ты Христа или нет. Если ты принял Христа — все будет хорошо, ты попадешь в рай, грехи твои прощены. Вся доктрина сокращена до нескольких простых пунктов. Все что их интересует это твои личные отношения с Богом, поэтому акцент ставится на эмоции.
Таким образом, евангеликализм стал доминировать. Одной из главных причин этому послужил политический мотив, а именно правительство Эйзенхауэра. Эйзенхауэр был первым, кто решил создать идеологически религиозный конфликт между США и СССР. В основу этого конфликта он поставил тот факт, что в СССР управляют коммунисты, что у них нет личных свобод, права выбора, в отличии от развитых стран как Европа и США. Эйзенхауэр решил найти отзыв у простых людей из народа, и для этого он переопределил этот конфликт как конфликт между атеистами и людьми верующими в Бога. Тогда Америка была объединена под лозунгом «Одна нация под Богом», взятом у масонов и перешедшим в клятву верности флагу. На долларовой купюре появилась надпись «Мы в Бога веруем» (In God we trust). Это была политикой Эйзенхауэра, объединить католиков, протестантов, иудеев и мусульман под лозунгом «мы верим в Бога», который бы противостоял атеистическому советскому строю. Иконой евангельского движения стал Билли Грэм, который был средненьким проповедником, но чья популярность была приумножена точно так же, как позже стала популярной Мать Тереза.
В этот момент адвентисты почувствовали нужду также переопределить себя в евангелистов. И когда они открыто заявили об этом, тогда евангелисты им ответили: «нет, вы не евангелисты». Как это мы не евангелисты, мы тоже верим в Иисуса, любим его и т.д. Евангелисты не приняли в свои ряды адвентистов, свидетелей Иеговы и мормонов. Евангелики не приняли их в свои ряды, определив как культ, или группу, где личность находится под строгим контролем с точки зрения мышления и поведения. Другими проблемами стало то, что у адвентистов есть еще один авторитет кроме Библии, и самый важный вопрос о том произошло или нет искупление на кресте — адвентисты согласились, что искупление произошло на кресте. Также был поднят вопрос о природе Христа, и адвентисты согласились, что она была безгрешной. Евангелисты утверждали, что Е. Уайт говорит об искуплении в Святилище после 1844 года, и большинство адвентистов в это верят, адвентисты ответили, что нет, она к концу жизни передумала, а те, кто так верят до сих пор это фанатичное крыло адвентизма. С этого начался конфликт в церкви. И церковь разделилась на два лагеря. С одной стороны это политкорректные евангельские адвентисты, с другой стороны фундаменталистские адвентисты такие как Хартланд, Удивительные Факты, Три Ангела, Даг Бачелор, Тед Уильсон. Главными разделяющими учениями стало то, евангельские ли мы христиане или нет, роль Е. Уайт, Иисус в святилище, искупление на кресте, суббота.
У меня есть следующие претензии к евангельским здвентистам. Во первых, сам евангеликализм это не такое уж безупречное движение, потому что во первых он не является богословским продуктом а политическим, который купили простые необразованные американцы которым продали конфликт между США и СССР под религиозным соусом, где американцы якобы под Богом, а советы под дьяволом. С другой стороны, доктринальная слабость, если у тебя есть вопрос, — спросишь Иисуса на небесах.
Адвентистский фундаментализм даже нет смысла рассматривать как вариант.
Но тогда возникает вопрос, что же такое адвентизм седьмого дня?
И, смотря на исторические христианские парадигмы, можно найти только один ответ, — адвентизм это одна из форм иудео-христианства. Адвентизм не относится ни к одной из трех христианских парадигм, — это не православие, не католицизм, ни протестантизм, он не является и евангеликализмом, потому что евангеликализм является определенной эмоциональной интерпретацией протестантизма.
Адвентизм — это форма иудео-христианства. То, что адвентисты открыли после 1844 года это евангелие к Евреям. Они открыли забытую христианскую парадигму. Они ее поняли довольно таки хорошо. То, чего они не поняли по поводу Библии, что в Новом завете параллельно существуют две отличные друг от друга парадигмы: христианство язычников и христианство евреев из Иерусалима, и что обе эти парадигмы легитимны.
Сегодня я не собираюсь давать определение, какая из них правильная а какая ложная, через какую из них можно получить спасение. Следующий шаг, который надо будет сделать, это понять что произошло в 1844 году, и каковы были последствия для этого движения. Главное — понять кто мы, и исходя из этого искать ответ на все вопросы нашего времени, интерпретацию Библии, интерпретацию жизни и того что происходит вокруг нас.
Пастор Эдмонд Константинеску, https://youtu.be/QAbMISlrL08
Перевод с румынского: Игорь Белый
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой