Рождество
#рождество #надежда #присутствие_Бога #новая_жизнь
Давайте остановимся на последней части стиха: «потому что не было им места в гостинице». Как это не оказалось места в гостинице? В то время не было таких гостиниц или отелей, как существующие сегодня, где вам могут ответить: «извините, у нас все комнаты заняты». В то время в доме была одна комната, в которой на пол стелили коврики, и люди спали на них.
«И спеленала Его, и положила Его в ясли». Младенец в яслях, как нам нравится эта сцена, все красиво убрано, повсюду огоньки, ясли в Вифлееме, младенец уложен на солому…
Представьте себе, что вы в международном аэропорту в США или в Европе. И вы слышите шум, суету, полицию… и узнаете, что женщина родила ребенка в туалете, женщина-беженка, которая неделями находится в пути, бежит из третьей страны, хочет спасти свою жизнь, и вот она родила в туалете. Что вы чувствуете по отношению к ней? Может жалость, может отвращение? Что выйдет из этого ребенка, который родился в туалете? Позвольте мне сказать, родиться в яслях в то время, это равносильно тому что родиться в туалете международного аэропорта сегодня. Город переполнен, им нигде не нашлось места, и женщина родила в сарае. Им не нашлось места ни в гостиной, ни на кухне, ни подвале, ни на чердаке, — только в коровнике, где рожают животные.
Самым сильным аргументом в этой истории является тот факт, что надежда всего человечества рождается в неожиданном месте. В первом веке, около 4 года до нашей эры, (мы это знаем так как примерно в этом году умер Ирод Великий). В это время в Риме около 25 лет правил Октавиан Август, римская республика пала, и Октавиан стал диктатором всего мира, и, как и всеми диктаторами, им восхищались, его считали спасителем. Так часто происходит, когда люди смотрят на политиков, на диктаторов, на сильных людей, людей умеющих произвести впечатление, их всегда считают спасителями мира. Октавиана тоже считали спасителем, потому что он принес во всю империю мир. И действительно, он уничтожил всех, кто воевал, больше некому было бороться за трон, и в империи установился покой, покой как на кладбище. Но считалось, что он был тем, кто принес мир империи, и теперь все смотрели с воодушевлением и надеждой на будущее империи. И в то же самое время в маленьком городке, где-то на окраине Римской империи, в Богом забытом уголке, у пары которую никто не хочет видеть, в коровнике рождается ребенок, ребенок который марает подгузник, который ревет, в коровнике где плохо пахнет… И этот ребенок, — это надежда мира. Каждый раз, когда я читаю этот отрывок из Библии, я нахожусь в растерянности от парадокса, который невозможно объяснить.
Это факт, что Надежда мира, Тот кто изменит мир, чьим Именем назовут всю последующую эру, рождается на самом низшем уровне социальной лестницы. От рождения Которого мы считаем года, рождение Которого мы празднуем каждый год на Рождество, потому что не знаем точной даты Его рождения. Никто не записал даты рождения Христа, и поэтому мы его празднуем на Рождество. И в этом нет ничего плохого, что мы выбрали эту дату. Раньше я считал Рождество языческим праздником. А теперь не вижу ничего плохого в том, что язычники выбрали день зимнего солнцестояния для того чтоб отблагодарить Бога за жизнь. Что в этом плохого? Ничего. И то, что христиане выбрали этот день для празднования дня рождения Иисуса, я считаю подходящим. Маги, пришедшие с востока, лучше поняли знамения времени, чем иудейские мудрецы. Так же и язычники выбрали лучший день, — когда после зимнего солнцестояния дни начинают увеличиваться, они праздновали день возрождения природы, когда они благодарили Бога за новый год.
Таким же парадоксом является посещение волхвов, потому что эта история не имеет смысла. Мы скажем, возможно они прочли пророчество Валаама: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ. 24:15-17). Но позвольте мне спросить, сколько звезд появлялось на небе? Почему они выбрали эту новую звезду? (Это, скорее всего, была комета, ну или, в крайнем случае, супер новая звезда, которую видели 1-2 раза за всю историю человечества, но по времени она не совпадает с 1-м веком). Сколько комет до и после времени рождения Иисуса наблюдали астрономы, и никто никогда не приходил в Иерусалим, чтоб посмотреть, родился ли Мессия.
Мы так же, как и иудеи тех времен, считаем что обладаем монополией на полную правду, и ошибаемся. Никогда надежда мира не приходит откуда мы ее ожидаем, она всегда приходит из неожиданного места. И тот факт, что Иисус родился в такой низкой среде, что ниже некуда, дает надежду самому низкому человеку в мире. Мы живем в такое время, когда разница в состоянии людей так велика, что создается впечатление, что для некоторых людей нет абсолютно никакой надежды в жизни. Рождение Иисуса показывает нам что не существует непреодолимых препятствий, что Бог может родиться в ком угодно, что Бог может быть великим в ком угодно.
Многие говорят, — Да, наша надежда Иисус, скорее бы Он пришел. И когда мы это говорим, мы косвенно признаемся, что у нас нет никакой веры в этот мир, в этом мире не может быть ничего хорошего, ничего хорошего не может родиться в этом мире. Мы смотрим вокруг и видим женщину которая рожает в туалете международного аэропорта и говорим: «Скорее бы пришел Господь, чтоб покончить с этой грязью». Мы не верим в то, что в этом мире может родиться что-то доброе, но на самом деле этому-то и учит нас история рождения Иисуса.
Представьте себе, что в Чикагском гетто в нищенской семье, живущей на пособиях, при отсутствии элементарной гигиены рождается ребенок от отца алкоголика и матери с непристойной репутацией. И кто-то скажет, что этот ребенок важнее чем Билл Гейтс, Илон Маск, Марк Цукенберг и Дональд Трамп. Как бы вы отреагировали на подобное заявление, — вы бы сказали, что он потерял рассудок!
И все же этот Ребенок был важнее всех, Он был Спасителем, Он был Надеждой мира. Он дал надежду 2000 лет назад и до сих пор дает нам ее, и Он изменит мир. Рождество — это праздник надежды.
Перевод с румынского: Игорь Белый
РОЖДЕСТВО
ПЛАНЕТЫ СТАЛИ В РЯД, ТАК ВОЛХВЫ ГОВОРЯТ
ЮПИТЕР И САТУРН ВНЕСЛИ СВОЙ КАЛАМБУР.
С ВОСТОКА ПУТЬ ОТКРЫТ, ТАМОЖНЯ ПОКА СПИТ.
И КАРАВАН С ПАШОЙ, ЛЕТИТ К ЦАРЮ ДОМОЙ.
А ЦАРЬ ЛЕЖИТ В ХЛЕВУ, И НА ПОКЛОН К НЕМУ
НИКТО УЖ НЕ СПЕШИТ,ХОТЯ «ДВОРЕЦ» ОТКРЫТ.
ПРИПЁРЛИСЬ ПАСТУХИ, ЧУДНЫЕ ЧУВАКИ
И ЗАЛИВАЛИ ВСЛУХ КАКОЙ ПОЙМАЛИ ГЛЮК.
ЗА НИМИ КАРАВАН ВЕСЁЛЫХ БУСУРМАН,
ЧТО ПРИВЕЗЛИ ЦАРЮ ПОДАРКИ К АЛТАРЮ.
НА СЁМ РОДНИК ИССЯК, И ЛИШЬ СГУЩАЛСЯ МРАК.
И НАШЕМУ ЦАРЮ ПРИШЛОСЬ МЕНЯТЬ РОДНЮ.
И ПОНЯЛ ТОГДА ЦАРЬ, ЧТО НЫНЕ ВСЕ КАК В СТАРЬ
ТЕБЯ ТУТ НЕ ПОЙМУТ И ПЛУТОМ ОБЗОВУТ…
А НАШ ШАЛЬНОЙ ОТРЯД ИЗ БЫВШИХ ОКТЯБРЯТ
СЕГОДНЯ ОЧЕНЬ РАД И ВСЕ ЦАРЯ ХВАЛЯТ…
Желание веков, гл. 4:
…кесарь Август стал исполнителем Божьего плана, чтобы мать Иисуса пришла в Вифлеем. Она происходила из рода Давидова, а Сын Давидов должен был появиться на свет в городе Давидовом. Из Вифлеема, сказал пророк, «произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Но в городе своих царственных предков Иосиф и Мария остались неузнанными и их никто не почтил. Усталые, прошли они длинной узкой улицей от городских ворот города до восточной окраины и тщетно искали пристанища для ночлега. Для них не оказалось места в переполненной гостинице. Они нашли приют в хлеву, рядом с домашним скотом. Здесь и родился Спаситель мира (ЖВ-44)
Происходила ли Мария, мать Иисуса из колена Иудина, из рода Давидова и из Вифлеема –города Давидова? В Библии мы такого утверждения не находим. Евангелие от Луки 1:36 называет ее родственницей Елисаветы, которая была из рода Ааронова. Видимо, прямой родственницей, потому, что Мария еще не была замужем, да и муж самой Елисаветы – Захария, был священником из Авиевой череды – то есть, тоже из рода Ааронова (Луки 1:5). Дом Захарии был в нагорной стране, в городе Иудином (Луки 1:39). Опять-таки не сказано, что в городе Давидовом. Учитывая описание Лукой в первой главе очень теплых отношений между родственницами и дальнейшие события в Вифлееме, когда «не было им места в гостинице» (Луки2:7) можно с большой долей уверенности утверждать, что Вифлеем не был тем городом Иудиным, из которого была родом Мария.
Следующее непонятное обстоятельство – «переполненная» гостиница. Богатая фантазия рисует картину, когда весь сознательный иудейский народ семьями съехался в Вифлеем на перепись и все гостиницы города переполнены. Позволю себе не согласиться и с этим мнением. Традиции древнего востока не приемлют самого понятия гостиница. Мне могут указать на притчу Иисуса о добром самарянине, где присутствует гостиница. Да, гостиницы – постоялые дворы и места для ночлега были в это время и даже задолго до этих событий, но они находились на торговых и паломнических путях. В данной местности это — приморский путь на запад от Иерусалима, и намного менее значимый за Йорданом – на восток от него. Ну и конечно, в самом Иерусалиме – центре паломничества и предместьях его. Вифлеем находится в стороне от всех этих путей, на юг от Иерусалима, хоть и недалеко. Сегодня будет кто-нибудь строить гостиницу в поселке, в стороне от автомобильных и ж-д путей? Но проблема не в самой гостинице, или что там ее переполняло. Проблема в том, что Иосиф пришел в родной город, в родительский дом благочестивых родителей, которые его с любовью воспитывали, к родным братьям. Допускаю мысль, что братьев могло быть много, коль Иосиф уехал в Назарет, но как-то они жили в одном доме, пока не стали самостоятельными. Допускаю, что съехались ВСЕ братья, и места действительно не хватало всем, но Иосиф приехал с беременной женой, которая вот-вот должна родить. Я знаю случаи, когда съезжается родня по какому-нибудь поводу, и хозяева всегда стараются устроить гостей, хотя бы и у соседей. На востоке хозяин сам будет ночевать на улице, если не устроит гостей – это закон гостеприимства. Поэтому причину этого неустройства мы будем искать не в переполненных гостиницах, а в описаниях евангелистов Библии. Итак, Евангелие от Луки, написанное «по тщательном исследовании всего», повествует:
26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. (Луки 1:26,27).
Мария, будучи обручена с Иосифом, но еще не венчана ему в жену, получив от Бога через Ангела такое необычное откровение, получает еще одну радостную весть о беременности своей родственницы Елисаветы:
39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. (Луки 1:40). …
В этом описании по пророческому слову Елисаветы мы видим, что Мария уже имела во чреве: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»
56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. (Луки 1:56).
Как видно из повествования, свадьбы еще не было. Далее евангелист Матфей сообщает:
«18…по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. 19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.» (Матфея 1:18,19).
Между этими событиями – словом Божьего Ангела и бракосочетанием прошло самое малое три месяца. Это как раз тот срок, когда уже можно обнаружить, что «Она имеет во чреве». Как говорится в одном русском анекдоте – невеста была хороша, но чуть-чуть беременна. Эта шутка приемлема сегодня в нашей культуре, но не в описываемых евангелистами событиях. По закону в подобной ситуации Иуда велел свою невестку сжечь огнем, но Иосиф не был таким ревнивым:
«Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.» (Матф. 1:19).
По-видимому, объяснения Марии перед Иосифом не убедили его, и поэтому к нему так же был послан Ангел Господень с разъяснениями (Матф.1:20). В таких обстоятельствах нормальная свадьба была невозможна, родители и родственники Иосифа просто не могли благословить сына на такой брак. Да и для родственников смиренной Марии такой сюрприз сложно было объяснить (читайте Втор.22:14-17обязанности родителей о признаках девства). Поэтому мы читаем у Матфея скромное «сочетались», о традиционной свадьбе в несколько дней никто из евангелистов не упоминает.
И вот заявляется сынок со своей «блудницей» в родительский дом, естественно благочестивые родственники их и на порог дома не пускают: «не было им места в гостинице». Слово «греч», переведенное, как «гостиница», здесь может означать гостиную комнату, или часть дома для гостей, но никак не то, что сегодня принято называть этим словом. В греческом оригинале это слово встречается еще дважды, и именно в значении гостиной комнаты (Марка 14:14 и Луки22:11). Это была горница, где Иисус с учениками ели Пасху перед предательством Иисуса. В текстах Луки10:34 и Деян.28:15 употреблены другие греческие слова «пансион» и «таверна» (рус. Греч. ввод отсутствует), именно со значением «гостиница».
Общепринятое мнение, что «Они нашли приют в хлеву, рядом с домашним скотом. Здесь и родился Спаситель мира» также не подтверждает ни один текст Библии. Хлев — просто общепринятые ассоциации со словом «ясли» — кормушкой для скота. Обычно место, где привязывали осла (верблюда, вола) было в любом дворе всякого дома. Там мог быть навес, или просто ветвистое дерево, защищающее от палящего солнца или непогоды, кормушка – ясли, возможно и не одни. Толкователи почему-то дружно видят хлев, или даже пещеру, о которых в Писании ничего не упоминается. Логичнее предположить, что Спаситель мира родился под покровом ночи прямо во дворе дома (возможно в саду, «под яблоней»? см. Песни Песней 8:5),– позором в мире начался Его земной путь, позором и закончился — по земным человеческим меркам, разумеется.
История с волхвами также обросла небылицами и ложными традиционными толкованиями. ЕГУ в этом также поучаствовала, стыд и позор «вестнице-пророчице». Это отдельная тема исследования евангельских описаний Матвея и Луки, скажу только, что «Вифлеемской» звезды в евангельских историях не было, звезда привела к младенцу, но это место не было Вифлеемом.