ДВА АДВЕНТИЗМА

ДВА АДВЕНТИЗМА


#евангелический_адвентизм #традиционный_адвентизм #два_крыла #кризис_асд

ДВА АДВЕНТИЗМА
60-е и 70-е годы были для АСД временем сумятицы и доктринальных споров, общим знаменателем которых стал вопрос об уникальности адвентизма. Следует ли адвентистам двигаться в направлении, обозначенном в годы правления Р.Р.Фигура книгой Questions on Doctrine, или же деноминация должна вернуться к более традиционному пониманию вероучения? Разногласия в этом вопросе разделили АСД на две фракции: евангелических адвентистов и традиционных адвентистов. Теперь мы посмотрим на обе эти группы и сопоставим их взгляды по вопросам, ставшими причиной разделений. К числу спорных вопросов относились праведность по вере, человеческая природа Христа, события 1844 года, уверенность в спасении и авторитет Елены Уайт.

Евангелический адвентизм

Корни евангелического адвентизма восходят к адвентистским лидерам, которые участвовали в диалоге с Барнхаузом и Мартином. Когда авторы QOD отвергли такие общепризнанные традиционные догматы как греховная природа Христа, буквалистские крайности учения о небесном святилище и признание писаний Елены Уайт непогрешимым авторитетом в вопросах учения, они заложили критическое основание для тех, кто впоследствии понесет дальше факел реформаторского движения. Бывший редактор журнала Evangelica Алан Крэндалл комментирует: “Семена этого движения были посеяны в деноминации через книгу QOD в 1957 году, а питалось это семя публичными служениями таких людей как Р.А.Андерсон, Х.М.С.Ричардс-старший, Эдвард Хеппенстолл, Роберт Бринсмид, Дезмонд Форд, Смутс ван Руйен и других”14.

Это движение продолжало расти и развиваться на протяжении 1970-х годов, а главными выразителями его идей стали два лидера АСД из Австралии: Дезмонд Форд и Роберт Бринсмид (ранее Бринсмид исповедовал перфекционизм, но впоследствии отказался от этой мысли). Бринсмид и Форд, посредством своих книг и лекций, были главными вдохновителями возрождения учения об оправдании верой, к которому начинали прислушиваться многие, особенно в Австралайзийском Дивизионе церкви АСД. Движение поддерживали, в основном, молодые пасторы, семинаристы и прихожане. Кроме того, симпатию к позиции Бринсмида-Форда испытывали и некоторые лидеры АСД в Америке.

Вот как выглядели основополагающие учения, объединявшие эту группу:

1) Праведность по вере. Это группа приняла реформаторское понимание праведности по вере (согласно которому праведность по вере включает в себя только оправдание, как юридический акт Бога, которым Он объявляет грешников праведными на основании праведности Христа). Наше положение перед Богом основывается на вмененной праведности Христа, которую мы получаем только через веру. Освящение — это результат, а не источник спасения.

2) Человеческая природа Христа. Иисус Христос обладает безгрешной человеческой природой, не имеющей никаких греховных склонностей. В этом смысле, человеческая природа Христа была подобна природе Адама до грехопадения. Хотя Христу, несомненно, были свойственны все ограничения настоящего человека, Его природа была неспособна ко греху. Прежде всего, Иисус — наш Заместитель.

3) События 1844 года. Иисус Христос вошел в Святое Святых (в сами небеса) при вознесении; учение о святилище и следственном суде (традиционный буквализм и перфекционизм) не основано на Писании.

4) Уверенность в спасении. Наше положение перед Богом и уверенность основывается исключительно на вмененной праведности Христовой; безгрешное совершенство недостижимо по эту сторону небес. Уверенность происходит из доверия Христу.

5) Авторитет Елены Дж. Уайт. Елена Уайт была искренней христианкой, обладавшей даром пророчества. Однако ни она, ни ее писания не обладают непогрешимостью, и их авторитет не равен авторитету Писания.

Традиционный адвентизм

Наряду с тем, что QOD положила начало евангелическому адвентизму, она также подлила масла в огонь традиционного адвентизма. Вслед за выходом книги в свет, М.Л.Андреасон, уважаемый лидер АСД, подверг QOD суровой критике, утверждая, что эта работа предала адвентизм в угоду евангелическому христианству15. Несколькими годами позже, во времена администрации Роберта Пирсона, два видных адвентиста, Кеннет Вуд и Херберт Дугласс, объявили, что издание QOD было крупной ошибкой16.

Стержнем традиционного адвентизма, конечно же, является авторитет Елены Уайт. Эта группа упорно отстаивает все характерные для адвентизма учения, в особенности те из них, которые получили одобрение через пророческий дар Елены Уайт (напр., учение о святилище и следственном суде). Ее поддерживают, в основном, пожилые пасторы и прихожане, но, что особенно важно, эта группа сумела привлечь на свою сторону большинство адвентистских руководителей. Как и прежде, административное руководство АСД не очень образовано в богословском плане, но очень благосклонно к красноречивым традиционным адвентистам.

В доктринальных спорах традиционные адвентисты придерживаются следующих позиций:

1) Праведность по вере. Праведность по вере включает в себя и оправдание и освящение. Наше положение перед Господом основывается как на вмененной, так и на сообщенной праведности Христа (на том, что Бог сделал для меня и во мне). Оправдание относится лишь ко грехам, совершенным в прошлом.

2) Человеческая природа Христа. Иисус Христос обладал человеческой природой, которая была не только ослаблена грехом, но и имела склонность ко греху. Его природа была подобна природе Адама после грехопадения. Благодаря Своей победе над грехом, Иисус является примером для нас.

3) События 1844 года. Иисус впервые вошел во второе отделение небесного святилища 22 октября 1844 года и начал следственный суд. Этот суд является исполнением второй фазы искупления Христова.

4) Уверенность в спасении. Наше положение перед Богом основывается как на вмененной, так и на сообщенной праведности Христа; уверенность в спасении до суда преждевременна. Как показал нам Иисус, наш пример, совершенное соблюдение заповедей возможно.

5) Авторитет Елены Уайт. Дух пророчества был явлен через служение Елены Уайт в знамение церкви остатка. Ее писания — это богодухновенные указания от Бога, они авторитетны в вопросах учения.

Следует отметить, что с обеих сторон по поводу каждого из упомянутых учений были написаны целые тома сочинений. Приведенное выше краткое описание должно лишь дать вам точное представление о взглядах обеих групп.

Важно понимать, что в течение 1970-х годов, равно как и сегодня, не каждый адвентист четко принадлежал к одной из двух групп. Ни одна из групп не была абсолютно единодушна в своих взглядах. Например, далеко не все в лагере традиционалистов верят в учение о греховной природе Христа, хотя большинство, конечно, верит. Среди евангелических адвентистов существовали разногласия относительно характера суда, предшествующего пришествию. Кроме того, были и такие адвентисты, которые вообще не считали нужным примыкать к той или другой стороне.

Следует упомянуть и о том, что в адвентизме существовала и продолжает существовать небольшая группа, которую можно назвать богословски либеральной.


Как показывает сравнение приведенных выше доктринальных взглядов, различие между двумя группами действительно было серьезным. По сути, их разногласия можно свести к двум ключевым моментам: 1) вопрос авторитета (sola scriptura — Писание плюс работы Елены Уайт) и 2) вопрос спасения (вмененная праведность — сообщенная праведность). Таким образом, разногласия среди адвентистов охватывали все те же основополагающие вопросы, которые в XVI веке дали толчок Реформации.

Кеннет Р. Сэмплс «От разногласий к кризису»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: