Мартин Лютер и церковная музыка
Мартин Лютер и церковная музыка. ( к #r500 )
Лютер писал: «Музыка — правая рука богословия. Кроме богословия нет другого искусства, которое можно сравнить с музыкой, ибо только она одна, после богословия, может сделать то, что под силу только богословию — успокоить и ободрить душу человека» (Трактат Peri tes muskies, 1530 г.).
Кредо Лютера: «Если Церковь хочет достичь мира — надо общаться с ней на его языке». На этом была основана его реформа в церковной музыке: возрождение общинного пения на родном языке, использование близких народу, популярных в его среде интонаций, введение в богослужение настроения радости, при этом сохранение высоких стандартов качества музыки и ее исполнения. Эти идеи Лютер изложил в 1523 году в своем программном памфлете «О правилах богопоклонения».
Реформатор впервые повсеместно ввел в церковную музыку технику контрафактуры. Это прием заимствования целых песен, мелодий как светского (народных, уличных, детских песен, любовной лирики), так и духовного репертуара разного происхождения: народная духовная песня, музыка католических богослужений. Лютер создал только три оригинальных авторских хорала, а остальные хоралы (несколько сборников протестантских хоралов) были положены на уже существующие мелодии, в которых он изменил текст.
Оппоненты удивленно спрашивали реформатора: «Как могут мелодии любовных песенок звучать в церкви на органе?» Он отвечал, что таким образом не церковная музыка обмирщается, а мирская очищается, становится более возвышенной и начинает служить богоугодным целям.
Лютер упростил сложную полифоническую ткань католических хоровых произведений. В процессе перетекстовки несколько изменялся ритм мелодий. Он стал энергичным, живым, порой с элементами танца. Это вдохнуло струю непосредственной радости в настроение таких хоралов, они стали ближе к народу по музыкальному языку. Эти хоровые произведения уже не были, как ранее, образцами отвлеченной, оторванной от жизни музыки. Они хорошо запоминались и подхватывались народом, служили мощным средством его духовного просвещения. Лютер всячески способствовал этому процессу и вовлекал в него своих последователей. Он распространял листовки со своими хоралами на улицах, рынках и в мастерских. Все это содействовало евангелизации широких масс простых тружеников.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой