Мартин Лютер и церковная музыка

Мартин Лютер и церковная музыка


Мартин Лютер и церковная музыка.

Мартин Лютер с детства получил основательную музыкальную подготовку как лютнист, певец и композитор. Он дружил со многими популярными народными музыкантами (майстерзингерами), в том числе с легендарным Гансом Саксом.

Лютер писал: «Музыка — правая рука богословия. Кроме богословия нет другого искусства, которое можно сравнить с музыкой, ибо только она одна, после богословия, может сделать то, что под силу только богословию — успокоить и ободрить душу человека» (Трактат Peri tes muskies, 1530 г.).

Кредо Лютера: «Если Церковь хочет достичь мира — надо общаться с ней на его языке». На этом была основана его реформа в церковной музыке: возрождение общинного пения на родном языке, использование близких народу, популярных в его среде интонаций, введение в богослужение настроения радости, при этом сохранение высоких стандартов качества музыки и ее исполнения. Эти идеи Лютер изложил в 1523 году в своем программном памфлете «О правилах богопоклонения».

Реформатор впервые повсеместно ввел в церковную музыку технику контрафактуры. Это прием заимствования целых песен, мелодий как светского (народных, уличных, детских песен, любовной лирики), так и духовного репертуара разного происхождения: народная духовная песня, музыка католических богослужений. Лютер создал только три оригинальных авторских хорала, а остальные хоралы (несколько сборников протестантских хоралов) были положены на уже существующие мелодии, в которых он изменил текст.

Оппоненты удивленно спрашивали реформатора: «Как могут мелодии любовных песенок звучать в церкви на органе?» Он отвечал, что таким образом не церковная музыка обмирщается, а мирская очищается, становится более возвышенной и начинает служить богоугодным целям.

Лютер упростил сложную полифоническую ткань католических хоровых произведений. В процессе перетекстовки несколько изменялся ритм мелодий. Он стал энергичным, живым, порой с элементами танца. Это вдохнуло струю непосредственной радости в настроение таких хоралов, они стали ближе к народу по музыкальному языку. Эти хоровые произведения уже не были, как ранее, образцами отвлеченной, оторванной от жизни музыки. Они хорошо запоминались и подхватывались народом, служили мощным средством его духовного просвещения. Лютер всячески способствовал этому процессу и вовлекал в него своих последователей. Он распространял листовки со своими хоралами на улицах, рынках и в мастерских. Все это содействовало евангелизации широких масс простых тружеников.

https://vk.com/zapiski_adventista

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: