Качественный рост церкви

Качественный рост церкви


Что же могут включать в себя цели качественного роста?

Уверенность в доктрине и миссии АСД.

Проповедь, с которой мы обращаемся к церкви и миру, достигнет своей цели, если будет направлена на решение нужд людей, встраиваться в реальности жизни, отвечать на злободневные вопросы. Например, вопросы, которые волновали жителей Америки сто пятьдесят лет назад, во время второго «великого пробуждения», сегодня в России или Казахстане могут восприниматься совсем иначе.

Новое время требует серьезных усилий богословов и проповедников для того, чтобы представить учение церкви в свете современности. Почему именно адвентизм, а не православие с его патриотическими корнями? Почему суббота, да еще «от захода до захода», в безостановочном ритме современной жизни? Почему десятина в мире потребления? Почему Елена Уайт, а не любой другой из авторитетных учителей прошлого и настоящего? Что говорит трехангельская весть людям, живущим здесь и сейчас? Все эти вопросы прямо связаны с проблемой самоидентификации, с вопросом о том, кто мы в современном мире, какова наша миссия и роль? Наш успех во многом будет зависеть от того, насколько мы будем убедительны в ответах на эти и другие вопросы.

Укрепление единства церкви.

Новое время требует поиска новых путей укрепления единства: современный человек не очень-то доверяет строго структурированным организациям закрытого типа. «Ищущие своего» противники будут стараться вбить клинья разделения, а рост национального самосознания — подталкивать к тому, чтобы дистанцироваться от всемирного братства. Центробежные тенденции могут стать серьезной угрозой, и вопрос роста церкви должен быть прямо связан с вопросом укрепления единства.

Современный человек, воспитанный на демократических ценностях, достаточно независим, легко меняет свои жизненные ориентиры и готов поддерживать церковную или другую организацию, только если это отвечает его интересам. В новое время решение задачи укрепления единства невозможно исключительно административными мерами и может быть найдено только в свете заповеди Господней о любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».

Строительство доверительных, открытых, братских взаимоотношений должно стать предметом постоянной заботы церкви. Ощущение того, что церковь не есть предприятие избранных, но каждого ее члена, уверенность в ее правде есть лучший цемент для объединения перед лицом вызовов нового времени.

Развитие альтернативной культуры.

Всемирная Адвентистская церковь, несмотря на относительную молодость, имеет довольно развитую культуру, которая есть часть достижений мировой цивилизации. У церкви глубокое духовное наследие, богатые богословские традиции, продолжающие дело протестантской реформации. Она имеет большую сеть образовательных и лечебных учреждений, известна своей правозащитной и благотворительной деятельностью, многие ее члены сделали блестящую карьеру в бизнесе, науке и государственной службе.

По своей сущности адвентистская духовная культура альтернативна, основана на традиционных пуританских ценностях, и влияние церкви на мир зависит не столько от масштабности миссионерских проектов или скорости численного роста, сколько от влияния этой альтернативы, представителями которой являются наши учреждения и простые члены церкви.

По выражекию Василия Розанова, сектантство — это «провинциальность в религии», другими словами, проблема сектантства—это не столько проблема численности, сколько проблема уровня культуры. Направлять весь ресурс только в численный рост и не заботиться о развитии культуры — значит терять влияние на общество и удовлетворяться скромной ролью секты.

Последствия этого очевидны: слабый рост, большой процент потерь и специфический социальный состав членов. Сто пятьдесят лет назад перед нашими пионерами стояла дилемма: вкладывать средства только в то, что прямо связано с миссионерской деятельностью, ввиду скорого Второго пришествия, или развивать долгосрочные «земные» проекты. Водительство Божье и мудрость руководителей того времени помогли заложить основу для роста церкви сегодня. Например, что мы знаем об адвентистских церквах других направлений?

Лишь адвентисты седьмого дня благодаря развитию своей культуры смогли не только сохранить, но и расширить влияние и присутствие в этом мире. В странах Содружества протестантские ценности адвентистской духовной культуры являются серьезной альтернативой как созерцательной культуре православия, так и массовой культуре потребления и развлечения. Но духовные ценности сами по себе имеют мало значения, если они не выражены приемлемым с точки зрения данной культуры способом. Это означает не просто формальную контекстуализацию, но реальный вклад в жизнь общества, в освящение жизни альтернативной культурой, несущей высокие ценности Божьей истины.

Наш потенциал сегодня—это не только простодушные бабушки, готовые включиться в любую программу, но люди, живущие как соль в миру: будущие и настоящие «святые из кесарева дома», успешные предприниматели, как Лидия из Фиатиры, богословы, как Павел из Тарса. Наш потенциал—это доброе имя.

Вопрос традиционности — это не юридический вопрос о преамбуле к Закону о свободе совести, но вопрос фактический. Традиционность—это участие в жизни, это вклад в развитие общества, это образ, с которым ассоциируются имя церкви и ее люди. Иногда мы можем ощущать себя как чужие на своей земле, нас могут выставлять врагами общества, и сегодня важно не столько защитить свое право на существование, апеллируя к букве закона, сколько завоевать его а сердцах своих соотечественников, Сейчас для этого благоприятное время. Закрыться в своем мире и жить только своими интересами легко. Но требуется много труда, чтобы стать частью общества, терпеливо нести бремя его нескладности, не противопоставляя себя ему, а предлагая святую альтернативу.

Развитие внутренней культуры церкви как обустройство своего дома, где хочется жить самим и куда не стыдно пригласить гостей. И желание такого обустройства сегодня, кажется, является сильнейшей мотивацией членов церкви, способной объединить и вдохновить церковь для выполнения своей миссии: быть светом и солью для людей этого мира.

Павел Гончар. В поиске новой парадигмы. Альфа и Омега №1 за 2004 год

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: