В ПУТИ

В ПУТИ


В ПУТИ

Выходить было страшно. Прекрасный Израиль будущего пугал и манил одновременно. Так часто бывает, когда приходится делать выбор между стабильностью и свободой. Ведь свобода – это просто слово. Ничем не подкрепленное слово без всяких гарантий. А вдруг станет еще хуже, что тогда?

А стабильность понятна и предсказуема – вчера, сегодня и завтра нужно просто делать кирпичи. Единственное, что может поменяться, – это стоимость их изготовления. Можно, конечно, приказать, чтобы цена на них не росла, но, скорее всего, эту цену вычтут из зарплаты. И тогда придется добывать кирпичи самому, чтобы хоть как-то сэкономить. Но ведь это хотя бы предсказуемо, а значит, стабильно. Плохо, но стабильно.

Никто тогда даже и представить себе не мог, что железный занавес египетского рабства падет. Никто даже и представить не мог, что такой сильный Египет со всеми его колесницами, конницей и огромным военным потенциалом окажется всего лишь колосом на глиняных ногах. Никто не представлял, что можно будет вот так просто, практически без противостояния, выйти. Если бы мы знали, что выйти – это только половина проблемы. Другой, более серьезной проблемой окажется выбор – куда войти?

Помнится, как первые годы пути были наполнены воодушевлением. Хотя находились те, кто позже ругал их последними словами, называя «проклятыми» или «лихими». Это уже потом налетели перепела, и многие наелись так, что мясо полезло буквально из ноздрей. А сначала было голодно. Голодно настолько, что многие даже начали ностальгировать по былым временам. Вспоминали о том, каким фараон был «эффективным менеджером», как хорошо было раньше и каким счастливым было детство в солнечном Египте, ведь, несмотря на все тяготы, там были и чеснок, и лук, и даже репчатый лук, что, согласитесь, явление действительно редкое в наше время. Что и говорить, разделение некогда «братских» народов, не могло не грозить большими бедами, а может быть, и величайшей геополитической катастрофой из известных доселе.

Оказалось, что за свободу приходится платить. Платить не только неудобствами и лишениями, но иногда и собственной жизнью и безопасностью. Ведь свобода – это всегда риск. Так и произошло в тот день, когда фараон одумался и решил, что его власть под угрозой. Ему не давала покоя мысль, что свободные люди решат жить в свободной стране. Так ведь кто его знает, до чего может дойти. В тот день метательные дубинки египетских воинов должны были опуститься на головы несчастных евреев. И только чудо изменило исход сражения. Так тоже бывает, ведь «коня приготовляют на день битвы, но победа от Господа».

Никто тогда и представить себе не мог, что путешествие на три дня растянется почти на сорок лет. Сорок лет кружного пути, в ходе которого выяснится, что прежнее поколение так и не смогло расстаться с Египтом. И хотя они вышли из него, он из них ­– нет.

Их трудно винить в этом, ведь даже молодым свойственно застревать в прошлом. Способность жить будущим – это духовный навык, который даруется свыше. Только Яхве способен разорвать пелену духовной слепоты и открыть понимание того, что в какое бы будущее мы ни отправились, Он готов пойти впереди. Где бы ни были завтра мы, Он уже там.

Их трудно винить, ведь признаться в том, что твоя жизнь прошла в несвободе, равносильно тому, что расписаться в своей собственной несостоятельности. Это значит признать, что тот самый Бог, которого ты отвергал, все-таки существует, что в познании Его есть истина, а ты всю жизнь прожил во лжи. Легко ли это? Может быть, поэтому хочется придать смысл тому, что было, оправдать сказанное или сделанное, осмыслить прожитое.

Не приходится и говорить, как трудно им было отвечать на вопросы молодого поколения, когда те спрашивали о том, что все это значит. Ведь прежде, чем объяснить сыновьям настоящее, нужно было сначала объяснить прошлое. А это значит – рассказать, как Господь рукою сильной вывел народ из земли Египетской. Только назвав рабство рабством, можно сказать что-то о свободе. Только называя вещи своими именами, мы получаем шанс не застрять в прошлом.

Уроки пережитого выучивали с трудом. Многие то и дело пытались откатиться назад. А иногда и вообще заменить истинную веру какими-то духовными скрепами, которые на деле оказывались кандалами. Вместо живого Бога богом становился золотой телец; вместо верных Богу людей – люди, угождающие народу; вместо поклонения Богу – танцы и пир во время чумы. Даже заповеди Божьи могли обнулиться.

Но молодое поколение тоже успело наделать ошибок. Они начали думать, что все проблемы можно решить, если поделить власть между собой. Если бы они только могли понять, что власть – лишь инструмент, а не самоцель. Ей наделяет Яхве, но Он же и отнимает ее.

Корей, Дафан, Авирон, правые, левые, либералы, консерваторы – все смешалось в этом круговращении. И, может быть, самое печальное в том, что народ воспринял это как политическую игру разных партий, а не противостояние прежде всего Яхве. Объявив власть священной, забыл о природе Того, Кто ее дарует.

Повсюду виделись враги, росла подозрительность, ропот и недоверие. Атмосфера в израильском обществе то и дело достигала такого накала, что приходилось хвататься за меч. Что и говорить, суровые времена требуют суровых мер.

Прошло уже тридцать лет с момента Исхода… Никто не знает, сколько еще впереди. Говорят, что впереди ждет благословенная земля, где течет молоко и мед. Только попасть туда нелегко. Говорят, там обитают такие великаны, что все мы в их глазах выглядим буквально саранчой. Хотя некоторые говорят, что эти великаны лишь в нашей голове, но кто знает, даже если это и так, как победить их хотя бы мысленно?

Но мысль, которая больше всего не дает покоя, заключается не в том, куда мы войдем, а в том, какими мы туда войдем.

Ведь если мы так и не усвоим, что Яхве – единственный, Кто гарантирует нашу свободу, то исход может обернуться новым рабством, Ханаан – новой деспотией, а новый фараон – еще более жестоким менеджером.

Если мы не поймем, что Яхве ожидает от каждого из нам перемены мышления, открытости будущему и исполнения требования быть народом святым, то никто за нас этого не сделает.

Если мы не поймем, что Он освободил нас не просто от чего-то, а для чего-то, то хождение по кругу может продолжиться.

Оказывается, что важно не только освободиться, но и продолжать оставаться свободным. И кажется, что то, куда предлагает войти наш Бог, превосходит всем мыслимые пределы. То, куда Он нас приглашает, не связано с территориальными границами и спорами вокруг них. То, что Он предлагает изменить, не ограничивается социальными, экономическими или политическими преобразованиями.

А пока мы в пути. И так хочется думать, что каждый на этом пути сможет войти в покой Его.

Дмитрий ПРОНИН
Интернет-газета Мирт
https://gazeta.mirt.ru/stat-i/vzglyad/post-2497/

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: