СЛОЖНАЯ ПАСХА
Пасха – немного странный праздник, потому что не только простые верующие, но и священники, и даже образованные пасторы с большим трудом объясняют его смысл.
Если ты пытаешься рассказать о Пасхе, то обязательно погружаешься в неожиданно долгую и непростую историю еврейского народа, кажущуюся людям какой-то мифической. В описание Исхода, египетских казней, пасхального агнца и уничтожение всех младенцев (среди которых Бог почему-то заодно должен был обязательно уничтожить и еврейских детей, но потом передумал, и нашел выход).
Получается, что для объяснения придется загрузить людей информацией, которая им сразу же кажется слишком сложной, и поэтому ненужной. Редко кто дослушивает нас до конца, и при этом гарантии, что он хоть что-то понял, нет никакой.
Вот с Рождеством Иисуса – совсем другое дело. Оно понятно любому, даже самым мелким детсадовским детям, которые приходят в наши церкви за подарками. Почему? Потому что у нас есть похожий праздник, который мы лично переживаем каждый год (плюс по несколько штук таких же праздников у наших друзей), и мы знаем чувства, что он вызывает. Это день рождения. И мы легко связываем Рождество Христа с нашими днями рождения, и даже объяснять ничего не нужно. Переходи на Того, Чей день рождения мы празднуем – и все.
Дело в том, что есть вещи, которые людям близки и знакомы, а есть те, которые для них — загадки во тьме.
То, что было интересно и понятно древнему жителю Палестины (овцы, кровь, иссоп и опресноки), для нас сегодня — темный лес. Человек понимает лишь то, что ему знакомо, и передавать ему Евангелие нужно на его языке. И как для Иоанна в Откровении современные реалии выглядели бронированной саранчой или конями с львиной головой и хвостами из змей, примерно так же для нас, современных людей, выглядит очищение святилища в Йом Киппур или какая-нибудь жертва повинности. Святилище было зданием, стоявшим в нескольких сотнях метров от шатра еврея, но вот от нас сегодня до него дальше, чем до Луны. Поэтому можно обмануться, подумав, что глубоко погрузившись в изучение древних обычаев, ты лучше поймешь Евангелие. Чаще всего там запутываются, ведь это был чужой для нас язык и чужая культура. И она толком не сохранилась.
Иисус все это хорошо понимал. Поэтому Иисус «переводит» праздники и традиции на более современный язык, который будет понятен абсолютно всем. Ту же Пасху Он берет и делает обычным дружеским ужином. Теперь не нужно изучать многочисленные обряды древности, чтобы Дух тебя коснулся – про Его кровь и плоть можно вспомнить в более понятной обстановке, за едой. (Мы, конечно, все испортили, назвав ужин Вечерей, и превратив нормальную еду в миниатюрные хлебцы и стаканчики, но идея была совершенно другой, понятной и легкой).
Да благословит нас Бог повернуться к людям лицом, увидеть, чем они живут, и начать рассказывать им Евангелие на понятном, родном им языке, ничего не усложняя.
Чему учит эта статья? И что олицетворяет Пасха — воскресение или смерть Христа?