ПОЧЕМУ АПОСТОЛ ПАВЕЛ НЕ ЛЮБИЛ ПРОЛЕТАРИАТ?
ПОЧЕМУ АПОСТОЛ ПАВЕЛ НЕ ЛЮБИЛ ПРОЛЕТАРИАТ?
Если мы что-то и запомнили из школьного курса истории древнего мира, то это выражение «хлеба и зрелищ». Это был лозунг городской бедноты или, как их еще называли, пролетариев.
Слово proletarius на латыни буквально означает «производящий потомство». Этим термином называли римских граждан (т. е. свободных людей, имевших гражданские права), чье имущество было ниже, как мы бы сегодня сказали, «прожиточного минимума». Такое наименование объяснялось тем, что единственное значение пролетариев для государства выражалось в производстве потомства, будущих граждан Рима. В Древнем Риме при проведении переписи населения те люди, у которых не было собственности, в графе об имуществе писали «дети» (proles). Отсюда и возникло их название — «пролетарии».
Мы уже обсуждали, что в греко-римской культуре труд считался уделом рабов и неудачников. Свободный человек, тем более – гражданин великого Рима, работать не должен. Он может рассчитывать, что все его нужды будут покрыты из «бюджета». Скандируя «хлеба и зрелищ» пролетарии требовали, чтобы государство исполнило, говоря современным языком, «свои социальные обязательства».
«Пролетарское мышление» с неизбежностью проникало и в церковь: даже став христианами, некоторые люди считали, что трудиться – ниже их достоинства, и ожидали, что более обеспеченные члены церкви должны позаботиться об их нуждах. В конце концов, разве не для этого Бог доверил им богатство?
Если вам никогда не приходилось сталкиваться с подобным отношением к труду в вашей общине, я очень рад за вас и за вашу церковь. Но такие общины, скорее, исключение из правил. К сожалению, почти в каждой церкви я встречаю людей с «пролетарским» отношением к жизни: совершеннолетние дети, которые годами живут за счет родителей; мужья, которые не обеспечивают свои семьи, потому что «никак не могут найти работу по душе»; «особо духовные христиане», которые «живут по вере» и т. п.
Отношение к таким людям в наших общинах довольно терпимое: ведь «они не делают ничего плохого». Я ни разу не слышал, чтобы к ним была применена церковная дисциплина: в конце концов, речь же идет о таких «недуховных» вещах как работа и деньги! Подчас эти люди даже оказываются в церквях на лидерских позициях: ведь у них достаточно свободного времени, чтобы «служить Господу»!
Надо сказать, что Павел смотрел на эти проблемы совсем иначе. Для него нежелание христианина работать или неспособность обеспечивать себя и свою семью – это не «личное дело», которое не имеет духовного значения. Во втором письме христианам в Фессалониках (2 Фес. 3:6-15) апостол подробно обсуждает эту проблему и дает четкие ориентиры, как нужно действовать по отношению к «христианам-пролетариям».
Прежде всего, он дает этим людям довольно жесткую характеристику. Слово ἀτάκτως, которое в синодальном переводе переведено как «бесчинно» (2 Фес. 3:6, 11), было бы более точно перевести как «праздно». Однокоренное прилагательное ατακτος означает «ленивый, беспутный, распущенный».
Иначе говоря, это люди, сбившиеся с пути, потерянные. Они утратили духовные ориентиры, у них нет и не может быть духовной силы и власти. Соответственно, такие люди не должны иметь никакого голоса в церкви – если человек сам потерян, как он может показать путь другим?!
Именно поэтому Павел требует, чтобы эти люди «успокоились» или «вели себя тихо» (греч. ἡσυχία – спокойствие или молчание) и начали зарабатывать на жизнь собственным трудом. Другими словами, он говорит: пока эти люди не научились обеспечивать сами себя, их участие в церковной жизни должно быть «молчаливым». Они не должны быть в руководстве общины. Они не могут наставлять других. А в некоторых случаях по отношению к таким людям должны применяться и меры дисциплинарного воздействия.
Вот какими, по мнению Павла, должны быть действия общины в отношении таких людей: «Удаляйтесь от всякого брата, поступающего бесчинно» (2 Фес. 3:6).
Задумаемся: мы призваны развивать глубокие, близкие отношения с людьми в нашей общине. Однако по отношению к тем, кто не хочет трудиться, Павел повелевает соблюдать определенную дистанцию. «Не сообщайтесь с ними», – говорит Павел несколькими стихами ниже (2 Фес. 3:14). Это не те люди, которые составляют круг наших близких друзей. Им нужно уделять внимание, но не более, чем это необходимо для их «вразумления» (2 Фес. 3:15).
«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Не нужно «подкармливать» тех, кто отказывается работать. Если мы позволяем этим людям жить за наш счет, мы поддерживаем нехристианский образ жизни. Материальная помощь по отношению к таким людям не является проявлением подлинной любви. А потому единственно верным поведением будет отказ «бесчинным» в жилье и пище. Это бывает непросто сделать, но кто сказал, что следовать за Христом – это всегда легко?
Особо хочется подчеркнуть еще один момент. Говоря о дисциплинировании «бесчинных», Павел обращается не к пасторам, а ко всем верующим в Фессалониках.
«Вразумлять бесчинных» – это ответственность каждого христианина, не только лидеров церкви. Мы должны формировать в наших общинах такую культуру, которая не позволяет одним людям жить за счет других. Культуру, в которой авторитетом пользуются те, кто «делает своими руками полезное». В которой труд ценится не только как средство заработка, но как один из важных способов поклонения Богу.
Такие ценности не вписываются в современную культуру – так же, как они не вписывались и в систему ценностей античного мира. Но разве Церковь не призвана быть контркультурным сообществом?
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой