ОБРЕТЕНИЕ СЕБЯ

ОБРЕТЕНИЕ СЕБЯ


ОБРЕТЕНИЕ СЕБЯ

Существует немало экранизаций библейских книг, содержащих исторические повествования. Но возможно ли создать киноверсию книг премудрости? Например – книги Экклезиаста? Я бы отнесся к такой задаче весьма скептически, если бы в свое время не посмотрел «Трассу 60».
Сюрреалистическая дорожная комедия «Трасса 60» (Interstate 60, 2002) – единственная полнометражная режиссерская работа Боба Гейла, автора сценариев к циклу всемирно известных блокбастеров «Назад в будущее». Кинопрокат картины успехом, мягко говоря, не увенчался. Но впоследствии она разошлась на DVD дисках и стала культовой.
Девиз фильма – All Your Answers Will Be Questioned: на все ваши ответы найдутся вопросы. Смысл этого по-Кэрролловски вывернутого наизнанку утверждения «на все вопросы найдутся ответы» таков: любые ответы будут поставлены под сомнение.
Настоящий «ответ» – вот именно то, чего ищет Нил Оливер, главный герой, отправляясь в загадочный вояж по несуществующей автостраде. По ходу сюжета само слово «ответ» приобретает экзистенциальное значение, становится символом поиска.
Подзаголовок фильма – «Дорожные эпизоды» (Episodes of the Road). Он состоит как бы из отдельных историй, встреч на пути. Эдакий современный аналог молодежного «Путешествия пилигрима» Беньяна или, точнее – Льюисовского «Кружного пути или Блужданий паломника». Каждый из персонажей, с которым пересекается Нил в своем странствии, предлагает ему свой вариант «ответа». В итоге перед зрителем разворачивается спектр наиболее популярных «ответов», которые дает общество: процветание, успех, чревоугодие, наркотики, секс, законничество, снобизм… Каждый из них сулит блаженство, но к каждому найдутся вопросы. Подлинным собой юноша становится не идя на поводу общего мнения, а отвергая ценности, которые навязывает мир. Однако впереди его ждет еще одна, самая драматичная встреча – встреча с самим собой.
В отличие от Экклезиаста, фильм, продемонстрировав те сферы, где «ответа» нет, не указывает, где же его искать. Но он может служить хорошей отправной точкой для глубокой беседы. А это уже не мало.
Дисклеймер. Я вовсе не утверждаю, что именно эти идеи создатели фильма стремились вложить в свое произведение. Но ведь и древние афиняне, когда возводили жертвенник, на котором написано «неведомому богу» (Деяния 17:23), отнюдь не имели в виду Царя вселенной, Создателя неба и земли, видимого всего и невидимого. Задача апологетики не ввязываться в споры о мнениях, а обнаруживать «неведомого бога» в представлениях своих собеседников и разрушать их ложные идеи их же собственными правильными идеями – теми истинами, что уже открылись им.
Сергей Головин

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: