О ПРОРОКАХ И ПОЛИТИКЕ
О ПРОРОКАХ И ПОЛИТИКЕ
О пророках. Они могли занимать вполне себе отчетливую политическую позицию.
Пророчица Девора поддержала Варака (а не иноземца Сисару) и активно агитировала народ на войну — а пророк Иеремия, напротив, активно агитировал против сопротивления оккупанту Навуходоносору.
Пророк Самуил помазал в цари Саула, потом его отверг и помазал Давида, Нафан поддержал Соломона, а не Адонию,
Илия очень нелицеприятно отзывался об Ахаве и особенно о его жене, Елисей помазал Ииуя, оппозиционного клану Ахава, поздние пророки очевидно приветствовали Зоровавеля, а персидский царь Кир (между прочим, не иудей) прославлялся как помазанник Божий.
Проблема тех, кто ссылается на пример пророков, не в отчетливой политической позиции, а во-первых, в том, что пророк — лицо сакральное, говорящее от лица Бога (огромная ответственность), а не от лица своей партии, а во-вторых (и это более существенно и проверяемо) — пророк всем неудобен.
Это принципиальная заноза, его нельзя приручить. Варака довольно грубо пнули за трусость, Самуил поддерживал Саула, а потом резко вступил с ним в конфликт, Нафан обличил Давида, Иеремия, при всей симпатии к царю Иосии, продолжал обличать и народ, и элиту за неверность Богу, Даниил, царский придворный, запросто и идолу отказался кланяться, и про превращение царя в полуживотное сказал.
Пророк действует в своей (со светской точки зрения) или в Божьей (с религиозной точки зрения) логике, его нельзя записать в партийную команду, даже если ваше мнение о текущей политике совпадает на данный момент с его.
Удобный пророк, который обличает тех, кого надо обличать, а про кого не надо, помалкивает — это лжепророк. Или просто политический агитатор, которому лучше бы оставить Бога и пророков в покое
Оксана Куропаткина
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой