НУЖНО ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ СОМНЕВАТЬСЯ

НУЖНО ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ СОМНЕВАТЬСЯ


#воспитание #сомнения #вера

НУЖНО ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ СОМНЕВАТЬСЯ

Сомнения – это важная часть веры. Конечно, это может показаться противоречивым, но это правда.

Вера есть «ожидание невидимого». Мы не можем видеть всего и знать все, но, тем не менее, мы надеемся. Это и есть основа веры. В ней всегда присутствует элемент неопределенности.

Частично вера всегда уживается с этим элементом неопределенности. Частично вера говорит: «Я точно не знаю, я могу никогда точно не узнать, и это нормально». Когда мы притворяемся, что этой неопределенности не существует, мы начинаем терять веру. Мы теряем веру, когда от этой прекрасной неопределенности движемся к фундаментализму. Иными словами, мы можем перейти от нее к ложной уверенности.

Важной частью взращивания веры в детях является позволение им сомневаться и даже поощрение их к сомнениям. Детям необходима иметь свободу задавать вопросы, отодвигаться назад, на прежние рубежи, представлять себе новые возможности, говоря: «Но что будет, если?» Детям нужно знать, что сомнения не противоречат вере. Скорее, сомнения не только допустимы, но они здравы. Сомнения обогащают веру, они – ее партнер по танцу.

Во многих христианских кругах такой подход считается ересью. Дети, которые задают вопросы, и подвергают догмы сомнениям, считаются мятежными, нарушающими спокойствие и даже порочными. Им говорят, что сомневаться – грех. Что это признак отступничества, того, что дьявол строит твердыню в их сердце. В результате такого давления дети считают веру необдуманной уверенностью. И когда ежедневные тяготы жизни обрушиваются на них, и их необдуманная уверенность разрушается, дети считают, что должны полностью отказаться от веры. Все это потому, что они считают: если в вере есть сомнения, то она бесполезна.

Но так не должно быть.

Бороться с сомнениями – нормально. Задавать вопросы – это нормально. Неопределенность – это нормально. Вместо того, чтобы забивать умы детей зазубриванием библейских текстов и заучиванием апологетических фраз, нам нужно позволять детям самим открыть веру для себя – в их терминах – своими собственными, детскими путями. Так дети смогут развивать свои собственные личные взаимоотношения с Богом.

Клинический психолог Дэвид Хеллер в своей книге «Дети Божьи» пишет о том, как жесткие догмы фундаментализма удерживают детей от открытия веры для самих себя. Хеллер пишет, что фундаменталистская религия заставляет взрослых «часто выступать в качестве посредников между ребенком и Богом». Но Хеллер обнаружил, что дети в таких условиях «желают более непосредственного знакомства или опыта отношений с Богом».

Однако это сделать тяжело, потому что дети «кажется, чувствуют, что такие встречи запрещены; и они испытывают тревогу, боясь отказаться от посредничества взрослых». В конечном итоге это заставляет детей «воспринимать религиозную практику как полностью неподконтрольную им. Они только время от времени выступают в роли маленьких марионеток в театре религии, действуя и выступая по предписанному сценарию».

Сомнения – это важный инструмент для борьбы с такими ситуациями. Мы должны создать обстановку, в которой дети смогут создать свою веру – и сомнения – свои собственные, в которых они смогут иметь отношения с Богом без посредников, без вмешательства взрослых и навязанных ими мыслей.

Как говорит Хеллер, дети повсюду ищут «атмосферу свободы, чтобы открыть для себя, каким может быть Бог».

 Райан Столар

========================================

Перевод Сообщества Прогрессивные Адвентисты

https://www.patheos.com/blogs/unfundamentalistparenting/2017/02/encouraging-children-doubt/

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: