НАРОДНОЕ БОГОСЛОВИЕ

НАРОДНОЕ БОГОСЛОВИЕ


НАРОДНОЕ БОГОСЛОВИЕ

Я уже давно замечаю то, что я называю «народным богословием». Это те понятия, которые широко распространены среди верующих, хотя никто не может предъявить им никаких доказательств. Это упрощенные концепции, которые возникают по причинам, которые имеют мало общего с Библией, но занимают место в коллективном сознании христианского сообщества.

Те, что я опишу здесь, не особенно вредны и могут даже иметь некоторую ценность в качестве урока для детей. Но они не библейские.

И, как я отмечу в конце, народные богословия не всегда так безобидны.

Книги на Библии.

Много лет назад, когда я был молодым пастором, я разговаривал с женщиной, которая чувствовала (не без оснований), что у нее не очень продуктивная христианская жизнь. Перечисляя трагедии и проступки, составившие ее личную историю, она добавила: «Но, пастор, за всю свою жизнь я никогда не клала ни одну другую книгу поверх Библии».

Это пример народной теологии. В Библии ничего не сказано о том, в каком порядке складывать книги. В библейские времена не было таких книг, как сегодня. Эта идея исходит из уроков, предлагаемых маленьким детям в субботней школе, чтобы научить их уважению к Библии. Тем не менее, это понимание застряло в этой женщине — и это единственное, что она могла использовать, чтобы претендовать на некоторое духовное осознание, хотя она призналась, что то, что было в книге, она усвоила не особенно хорошо.

Меня тоже учили порядку складывания книг и Библии. Помню, в раннем и довольно буквальном возрасте я задавался вопросом, смогу ли я носить свою Библию рядом с моими детскими уроками «Ручеек», потому что, если они все будут лежать в сумке на боку, то потом, другие книги могут оказаться сверху. Или что произойдет, когда я поставлю свою Библию вертикально на книжную полку? А можно ли положить две Библии друг на друга?

Позже я услышал, как один пастор сказал, что старые Библии нужно утилизировать с помощью специального ритуала сжигания, что привело к еще большему количеству вопросов о статусе Библии как физической книги.

Идея о том, что Библию следует уважать как объект, исходит из веры в то, что библейская весть уникальна и духовно важна. Указание «Когда кладешь Библию, ничего не клади на нее» — это физическое выражение важности Библии. Помните, как учителя субботней школы говорили: «У кого из вас сегодня есть Библии? Поднимите их!»? Кусочки бумаги, с печатным текстом на них, скрепленные клеем и обтянутые кожей, стали заменителями правды в книге.

Но, конечно, объект гораздо легче уважать, чем содержимое.

Если есть источник этой идеи, то, вероятно, это то, как евреи относятся к Торе, а мусульмане к Корану. Раввины учат «лестнице святости», которая явно связана с укладкой книг.

В качестве физического выражения этой лестницы святости Талмуд предписывает, что Сефер Тора [Тора, переписанная от руки] может быть положена на другую Сефер Тору, но отдельная книга Пяти Книг Торы не может быть помещена поверх другой из Сефер Торы. Точно так же одна книга Пяти Книг может быть помещена поверх книг Пророков или книг Писаний, но не наоборот.

Ислам также имеет ограничения на обращение с книгой. Они «посчитали бы неприемлемым, например, класть общий учебник поверх Корана стопкой и никогда не бросали бы его где угодно и не обращались с ним небрежно».

Да, хорошо обращаться с Библией — да и с любой другой хорошей книгой — бережно, хотя мне кажется, что уважение к физической Библии — второстепенно по сравнению с серьезным отношением к значению слов в ней.

Звезды в твоей короне

Моя жена рассказывала, как в детстве переживала, что у нее не будет ни звезд, ни драгоценных камней в ее небесном венце, потому что она никогда не подходила с должной ответственностью к привлечению душ ко Христу. Мать спешила ей на помощь: «У тебя будет по крайней мере одна звезда, — говорила ей мама, — потому что ты сама ответственна за свое решение следовать за Иисусом». Этого было достаточно, чтобы успокоить ее детское сердце.

Хотя в Библии много упоминаний о венцах, но точная формулировка приобретения драгоценностей в венец за спасенные души отсутствует.

Даниил 12:3 говорит:

«И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звёзды, вовеки, навсегда».

Здесь разумные — это метафорические звезды, но ничего не говорится о том, что они были выданы спасенным за приобретение душ. Этот текст отражен в гимне Уильяма Кушинга 1856 года «Когда Он вернется», в котором души являются драгоценностями в короне Христа, а не в нашей.

«Он вернётся, Он вернётся
На землю, Царь славы,
Взять жемчужинки живые,
Любимые Им.

Словно ясные звёзды,
Что на небе сверкают,
Так они воссияют
На царском венце.».

Мы, адвентисты, можем поискать один источник этой идеи поближе к нашему дому. В книге Елены Уайт 1846 года «Утренняя звезда» она описывает сцену со 144 000 человек, собравшихся на небесах, и говорит: «Некоторые венцы казались увешанными [тяжелыми] звездами, в то время как у других их было совсем немного».

Несколько лет спустя в «Свидетельствах», том 3, она пишет: «Это их привилегия — иметь звезды в своей короне благодаря душам, спасенным благодаря их содействию».

Дирк Андерсон в прекрасном эссе на эту тему указывает, что существуют предыдущие источники этой идеи. Одним из них является книга лидера методистов Фиби Палмер 1845 года «Полная преданность Богу», которая хранилась в библиотеке Елены Уайт. 
Как пишет Андерсон,

«Палмер совершенно ясно дает понять, что «звезды» в короне — это награда тем, кто усердно трудится для Господа. Отсутствие звезд указывает на того, кто мало работал для Господа. В доказательство своей теории она цитирует человека, которому якобы было небесное видение: «Он заметил, что короны сильно различаются по яркости. Некоторые были красиво украшены звездами, в то время как другие были почти или совсем без звезд».

Поскольку мы знаем, что Елена Уайт была чудовищным заемщиком чужих идей, могла ли она получить эту идею от Палмера? Возможно, но кажется столь же вероятным, что эта часть народной теологии витала в воздухе, возможно, как способ научить молодежь завоеванию душ — как однажды сказала Елена Уайт, чтобы «вдохновить [детей] амбицией получить звезды за свои достижения по обращению многих душ от греха к праведности». (Андерсон отмечает упоминание об таком еще в методистском журнале 1787 года.)

Гимны отражают и увековечивают представления, существующие в культуре. Обратите внимание на второй куплет Э. Э. Хьюитта 1897 года «Будут ли какие-нибудь звезды?»

В силе Господа дай мне трудиться и молиться,
Позволь мне увидеть, как обратившему души;
Чтобы яркие звезды могли быть моими в тот славный день,
Когда Его похвала польется, как морской вал. 
Будут ли звезды, звезды в моем венце
Когда вечером заходит солнце?
Когда я проснусь с благословением в спокойных жилищах,
Будут ли звезды в моем венце?

Библия говорит, что святые будут вознаграждены за верность («Хорошо, добрый и верный раб мой… войди в радость господина твоего!» Матфея 25:21). Но идея о том, что награда за завоеванные души будет представлена в тяжело нагруженных звездами венцах, кажется, не имеет библейской поддержки. Кажется более вероятным, что те, кого будут считать святыми, делали свою работу ради Иисуса, а не ради украшений.

«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Луки 17:10.

Безвредное или плохое?

Многие из этих народных теологий возникли в результате чьей-то попытки сделать библейские учения значимыми для детей, и эти упрощенные уроки впоследствии превратились в теологию для взрослых. Я подозреваю, что люди держатся за них, потому что многие богословские сложности в лучшем случае мало полезны обычным людям и имеют тенденцию просто загромождать наши умы абстракциями.

В приведенных выше примерах мало вреда и, возможно, даже есть некоторые полезные уроки. Однако другие детские теологии далеко не так безобидны. Дети, воспитанные на народной теологии, согласно которой Бог любит только послушных детей и гневается на непослушных, в конечном итоге имеют довольно искаженное представление о Боге. Елена Уайт однажды написала:

«Бог ненавидит непослушных детей, проявляющих страсть, злой нрав и т. д. Он не может спасти их в трудную минуту. Они будут потеряны навсегда».

«— вместе с их родителями», — добавляет она.

Это превращает Бога из любящего существа с щедрым и добрым характером в Бога сурового и гневного, и не случайно многие взрослые адвентисты до сих пор видят в Боге скорее суд, чем благодать, и соответственно относятся к другим. Теологии законничества и страха, теологии племенные, исключающие других людей и даже ненавидящие, также являются народными теологиями, обращающимися к незрелым умам.

Такие идеи далеко не безобидны. На чье-либо счастье не повлияет то, правильно ли сложены Библии, но на него повлияет знание того, что Бог гневается на него и требователен в мелочах. Что это Существо, в основном, заинтересованное в том, что мы едим, к какой церкви мы принадлежим, или ходим ли мы купаться в субботу днем. Ничей духовный рост не зависит от того, какого венца вы ожидаете на небесах, но есть разница, если вы верите в мелочного Бога, который ценит незначительные соответствия больше, чем характер и доброту человека.

Боюсь, мы, адвентисты, слишком привыкли к этому незрелому взгляду на Бога. Что нужно сделать, чтобы большее число из нас увидело Бога великим, милостивым и понимающим, а не раздражительным и неприятным?

Лорен Сейболд — исполнительный редактор Адвентист Тудей

========Перевод сообщества «Прогрессивные Адвентисты»https://atoday.org/folk-theologies

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: