ЛОЖНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ДУХОВНОСТЬ

ЛОЖНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ДУХОВНОСТЬ


#кюнг #духовность #суть_христианства

ЛОЖНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ДУХОВНОСТЬ
Помимо «религиозности» сегодня часто говорят о «духовности», и это понятие может означать многое. Христианская духовность должна основываться в первую очередь не на благочестивых импульсах, чувствах и массовых акциях, как это видят некоторые «духовные» лидеры и их движения, а на разумной вере, твердых знаниях и проверенных выводах. Я во всяком случае не хочу просто верить во все что угодно и смешивать духовность с собственными противоречиями. Я верующий, но не суеверный. Я не верю в звезды гороскопа, и я никогда не обожествлял звезд масс–медиа, спорта или политики. Мой идеал не поверхностная религиозная мешанина, а религиозность на крепком фундаменте и с четким профилем.
Христианская духовность основывается не только на заверениях и утверждениях, но и на убедительных логичных аргументах. По этой причине для меня нет ничего, что было бы истинным только потому, что я считаю это истинным. И я не могу требовать от других, чтобы они принимали на веру религиозные положения. Как раз потому, что я верую, мне хочется разумного обоснования моей веры. Поэтому я не верю ни в литературные конструкции вроде «кода да Винчи», ни в прочие конспирологические теории о скрытых евангелиях, ни в замалчивание Ватиканом скандальных документов об Иисусе. Поскольку я основательно изучил собранные в Новом Завете исторические свидетельства христианской веры, у меня нет потребности в сенсационных религиозных романах и в псевдонаучных теориях, чтобы казаться более информированным и просвещенным.
Я много повидал в жизни, но не перестаю удивляться тому, как легко многие люди, и среди них серьезные христиане, попадаются на приманки, вроде бессовестной выдумки о том, что Иисус не был распят, а женился на Марии Магдалине, родил детей и мирно умер в Индии или Кашмире. Я уже молчу про конспирологические клише о культовых убийствах тайных сообществ хранителей Грааля. Легковерие порождается не в последнюю очередь и тем, что руководство церкви (и не только Римско–католической) не ведет достаточной просветительской работы, а отчасти даже мешает ей. Слишком долго официальное учение в энцикликах, катехизисах, посланиях и проповедях замалчивало перед народом результаты исторической критики Библии, и в частности данные о возникновении евангелий и других библейских произведений. До сих пор многие не владеют базовыми знаниями о христианской вере и традиции, которые сейчас уже легко доступны. И таким образом люди становятся жертвами авторов «сакральных» триллеров и других информационных забав постмодернистского общества.
Не пора ли христианским церквам наконец-то критично взглянуть на себя и вернуться к основам христианской духовности, чтобы противодействовать тотальной утрате доверия к церкви, о которой говорит статистика? Одни только жалобы на девальвацию ценностей и духовный плюрализм нашего времени здесь не помогут!
Но можно спросить и иначе: способно ли еще христианство быть ориентиром? Не остается ли нам перед лицом церковной действительности только разочарование в христианстве? Не потеряло ли христианство, по крайней мере в европейских странах, свою достоверность и убедительность? Не является ли оно скорее частью проблемы, чем частью решения?
Все очевиднее тенденции развития в сторону от христианства и притяжение дальневосточных религий, эзотерических течений или суррогатов религии в разных формах в рамках общества «развлечений и сильных ощущений». Все это ведет к религиозному равнодушию. Fit for fan («жить прикольно») — лозунг современности, и, кажется, совсем канул в Лету лозунг Fit for faith («жить по вере»).
И в этом есть вина церкви. Миллионы католиков по–прежнему имеют печальный опыт общения с церковными функционерами: авторитаризм, дискриминация женщин, сексуальные комплексы, неготовность к диалогу, нетерпимость по отношению к инакомыслящим. Но и в протестантских церквах узость, провинциализм, безликость приводят к тому, что каждый год их покидают тысячи верующих. Миллионы верующих уходят во внутреннюю эмиграцию, например, в новых землях Германии многие просто–напросто не вступают в церковные общины. Поэтому и встает так настойчиво вопрос, может ли свет христианства в XXI веке еще быть ориентиром.
С другой стороны, многие люди, разочаровавшиеся в церкви, спрашивают себя: неужели идеалы христианства просто исчезнут? Как выглядел бы мир, который ничего не знал бы о десяти заповедях, о заповеди любви к ближнему и врагу своему, о Нагорной проповеди и притчах Иисуса? Приблизительно так же, как наши города без соборов и церквей! Поэтому многие не хотят вместе с церковью расстаться и с христианством. И очень многие, как внутри, так и вне церковных кругов, заявляют о том, что они ни в коем случае не разочаровались в христианстве, не потеряли надежду на то, что по–прежнему возможно быть христианином.
Но тогда мы должны, помня обо всех этих церковных и светских искажениях христианства, снова задать вопрос: что же означает слово «христианский»? Как нам понимать сегодня христианскую духовность? Как понимать себя как христиан? Что собственно означает быть христианином по сути, изначально? Мне, как богослову, понадобились годы, чтобы окончательно понять, что в основе христианской духовности лежат не догмы (часто непонятные) или священные моральные заповеди, не великое учение или мировоззрение и не церковная система, а… так что же?
Ведь суть христианства не в абстрактно–догматическом, не в обобщенном учении, а в ныне и присно историческом образе Иисуса из Назарета. В течение многих лет на основе богатейших библейских исследований двух последних веков я работал над этим уникальным портретом Назарянина, продумывая все со страстью и симпатией, педантично обосновывая и систематизируя выводы.
При работе над книгой «Церковь» меня осенило, что я постоянно говорю о церкви Иисуса Христа, но не знаю точного ответа, чего собственно хотел этот Иисус, о чем говорил, что делал. Я стал искать ответы на эти вопросы еще основательнее после того, как по собственной инициативе на Международном богословском конгрессе в Брюсселе попытался ответить на элементарный вопрос: «В чем заключается христианское послание?» В объемной книге «Быть христианином» (первоначально она планировалась как небольшая брошюра) я очень подробно описал проповедь, дела и судьбу Иисуса. Чрезвычайно увлекательная задача! В связи с этой работой я даже прочитал проповеди по всему Евангелию от Матфея, от начала и до конца, а потом и по Нагорной проповеди.
С тех пор я знаю, о чем говорю, когда утверждаю: христианская модель жизни — это Иисус из Назарета, Мессия, Христос, Помазанник и Посланник Бога. Иисус Христос — это фундамент подлинной христианской духовности. Бросающая вызов жизненная модель, образец для наших отношений с ближними и с самим Богом, которая стала ориентиром и критерием для миллионов людей на земле.
Кто является христианином? Не тот, кто только повторяет «Господи, господи» и поклоняется «букве», неважно, библейско–протестанского, авторитарного римско–католического или традиционалистского восточно–православного образца.
Христианин — это тот, кто на своем жизненном пути старается на практике ориентироваться на Иисуса Христа. Большего не требуется.
Ханс Кюнг «Во что я верю»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: