КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ
#козел_отпущения #жертва_Христа #агрессия_людей #удовлетворение_агрессивности
КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ
Любая человеческая культура с самого начала основывается на механизме козла отпущения, то есть на хитром изобретении людей для преодоления их взаимных агрессий и нахождения временного мира: концентрируя эти агрессии на козле отпущения, выбранном почти наудачу, назначив его как жертву, что должно было бы успокоить то или другое божество в гневе; но этот божественный гнев не был бы ничем другим, как взаимной агрессивностью людей.
И если этот механизм должен безостановочно повторяться после времени относительного мира, чтобы история мира смогла продолжаться почти приличным образом, то он достиг бы своей кульминации в общем отвержении Иисуса язычниками, евреями и христианами: грехи всех свалены на Иисуса, Он их действительно принял на себя и унёс, так, чтобы тот, кто Ему верит, смог бы отныне жить в мире со своими братьями.
Никто не хочет взять на себя ответственность: Пилат умывает руки и объявляет себя невиновным, евреи укрываются за своим Законом, который им предписывает осудить любого богохульника, они действуют по благочестию и страху Божию. Даже Иуда сожалеет о том, чем он сделал, и возвращает деньги крови; и так как их у него не принимают, он их бросает к ногам первосвященников. Никто не хочет быть ответственным. Но именно желая оправдаться, они убеждаются Богом, что они соответственны за смерть этого праведника. В конечном счете, важно не то, что делают люди.
Но важно то, что находится кто-то, кто хочет и может взять на себя их вину. Ни один из других козлов отпущения этого не мог. Именно из-за этой способности брать на себя, согласно пониманию Нового Завета, Сын Божий стал человеком.
Бог Отец не «наказывает» Сына, страдающего на нашем месте. Не о наказании идёт речь, так как дело, которое совершается между Отцом и Сыном под действием Святого Духа, есть чистая любовь, самая чистая, какая только возможна; оно может следовательно быть только делом, исполненным в наиболее подлинной свободе, как Сыном, так и Отцом, и Святым Духом. Любовь Бога столь богата, что она может принять также эту форму тьмы по любви к нашему тёмному миру.
Ганс Урс фон Бальтазар «Ты венчаешь лето благостию Твоей»
перевод Алексей Казак
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой