КАК ИЗВИНИТЬСЯ, НЕ ИЗВИНЯЯСЬ
Как то получилось, что специальные «прощенные» дни существуют не только в государственных церквях, но и у адвентистов седьмого дня. Только называются они не «прощенными воскресеньями», и даже не «прощенными субботами», у нас это событие совмещено с праздником Вечери.
Хотя нигде в Писании нет и намека на это, Иисус не требовал и даже не просил у апостолов, чтобы они попрощали всех вокруг перед последним ужином, но ведь сказанное в Писании часто отличается от наших традиций (и не все они обязательно плохие). И за неделю до Вечери вас не только попросят пригласить редко посещающих церковь собратьев, но и «подготовить свое сердце», под этим подразумевается примирение с окружающими.
Когда человеку приходится участвовать в чем-то нелегком или неприятном регулярно, он учится делать это максимально безопасно для себя, защищаясь. То же произошло и с адвентистскими просьбами о прощении. Мы придумали три удивительные формулировки, которые позволяют извиниться, не извиняясь:
1 «Прости, если я тебя чем-то обидел».
Извини, если тебя что-то задело. То, что здесь содержится слово «прости», совсем не значит, что человек чувствует свою вину. На самом деле все после этой фразы чувствуют, что они не должны были обижаться! Ведь они – христиане, и это значит, что они должны любить другого, даже если он направо и налево лупит всех по щекам. Как там написано в Евангелии про обиду? На самом деле тебе в этот момент говорят, что ты поступил не по-христиански, да еще и затаил обиду внутри себя и до сих пор ничего не сказал обидевшему. Это замечательная фраза, и она очень распространена в наших общинах по всему миру.
2 «Извини, но…»
Прости, что я наорала на тебя, но я так устал, а ты начала меня учить жизни. Здесь, как вы заметили, звучит требуемое в церковной среде прощение, но только часть вины перекладывается на того, на кого мы сорвались, с кем разругались и кому сделали больно. К этому обычно добавляется богословие того, что все люди грешны (а не только я), и что в конфликте всегда виноваты оба (и откуда мы только взяли подобную глупость – мы, читающие Евангелие про невинно осужденного Иисуса?). Такой способ прекрасно подойдет, если вы хотите обругать другого человека, а не взять вину на себя. Церковь будет довольна, а враг- постыжен.
3 «Прошу прощения у всех» или «Простите меня за все».
Эти фразы спасают своей неконкретностью, и они лучше всего звучат публично. Вы включаете в свою игру слов людей из церкви, которых не то, что не обидели, но даже не знаете, как их зовут. И те свои дела, которые, в общем то, были неплохими. Так вы смягчаете удар, и непричастные к вам или видевшие ваши хорошие дела сами побегут вас убеждать, что извиняться то не за что! Поэтому, сказав эту фазу при должном актерском мастерстве и упомянув то, что вы – первый грешник, вы даже сорвете овацию.
Просить прощение — прекрасное дело, это единственное, что может приблизить Царство Божье. Но только пусть Бог благословит нас делать это по-настоящему.
Очень сильно, никогда не думал о двусмысленности этих фраз…