ФОРМИРОВАНИЕ В ЧЕЛОВЕКЕ РЕЛИГИОЗНОГО НЕВРОЗА

ФОРМИРОВАНИЕ В ЧЕЛОВЕКЕ РЕЛИГИОЗНОГО НЕВРОЗА


#религиозный_невроз #навязывание_страха #искажение_образа_Бога #секта

ФОРМИРОВАНИЕ В ЧЕЛОВЕКЕ РЕЛИГИОЗНОГО НЕВРОЗА

Почему в неврозе на самом деле невозможно верить в Бога? Потому что невроз – это закрытая система.

Человек, движимый своим страхом, либо своим собственным, либо тем, который ему навязали, индоктринировали, не может никому доверять, он не может никому открыться, потому что страшно – в том числе он не может открыться Богу. Если он Богу не может доверять, уже нет веры. Бог непредсказуемый, Он страшный. Укрепляется идея, что Бог наказывает, Бог следит за каждым моим поступком, Бог со мной может сделать все что угодно, и еще хуже – Бог может сделать что угодно с моими близкими, убить моих детей или допустить, чтобы их убили…

Пример из жизни: у моей подруги была очень тяжелая беременность, угроза выкидыша, она пришла на исповедь. А она православная, но, что называется, не воцерковленная. Ходила в церковь по велению души – может, десять раз в год, может, двадцать, но не больше. И тут такая ситуация.

Она поняла, что надо исповедаться, причаститься, походить в храм, чтобы преодолеть тяжелые чувства в душе, страх за своего будущего ребенка. И она пошла на исповедь, где ей в подробностях рассказали, что, поскольку она живет в невенчанном браке, то, естественно, она себя плохо чувствует. Ребенок вообще, скорее всего, умрет до родов, а если и родится, то родится калекой, и если калекой не физическим, то непременно моральным, превеликим грешником. Потому что мало того, что зачала его в блудном сожительстве, то есть в обычном светском браке, так еще на предложение немедленно этот грех покрыть и повенчаться отвечает, что муж не особо верующий и не согласится; что надо мужа заставить…

Что стоит за всеми культами? Полное неуважение к свободе воли чьей бы то ни было – не только своих прихожан, но и членов их семей. Рассуждение в категориях: надо заставить себя, других, все должны, все обязаны – то есть не оставляется выбора ни в чем.

Искаженный образ Бога вообще начинается с искажения своего эмоционального мира, потому что, когда мы теряем контакт со своими эмоциями, мы не можем чувствовать ни любви, ни благодарности, ни настоящего страха – только невротический.
Страха здорового, как предупреждения о реальной опасности – чувствовать не получается, потому что опасность теперь везде, потому что страх теперь постоянный.

Страх имеет здоровую биологическую основу, потому что испугаться – это означает быстро среагировать на опасность, прежде чем мы успеем ее осознать: мы отпрыгнем от пропасти, не схватим змею и еще что-нибудь опасное не сделаем. Но невротическая система подменяет этот здоровый страх.

Зачем человек вообще добровольно попадает в такой ад, где ему все время говорят, что он хуже всех, где требуют научиться благодарить Бога за смерть близких и бесконечно каяться за свои естественные желания, чувствовать себя виноватым за сны и прочее? Можно подумать, что в такие места собираются одни мазохисты. Вовсе нет, людей туда приводят ложные ожидания, которые находят там отклик.

Если у людей невроз уже имелся до прихода в церковь, то туда приводит интуитивное ощущение родной обстановки: все как дома – та же система отношений, примерно те же мучения, только теперь это не просто так, а со смыслом. В детстве, например, меня унижали просто так, а теперь я смиряюсь, я побеждаю гордыню, я спасаюсь. Спасибо всем унижающим меня, гонящим и оскорбляющим. И точно так же все негативные переживания встраиваются в эту благочестивую картину, то есть религия позволяет это все упаковать в благопристойную и социально одобряемую упаковку.

Мы приходим в церковь, движимые надеждой. Эту надежду у нас подкрепляют, и дальше может начаться индоктринация, когда нам объясняют: «Вы получите желаемое при таком-то условии». И тут включаются те техники контроля сознания, которые мы с вами разобрали подробнейшим образом. Вот при их включении и нужно сразу бежать, покинуть место с токсичными отношениями, пока здоровое чувство страха не сменилось невротическим, а потом уже разбираться, куда вы попали, что с вами было и не зря ли вы испугались.

И потом мы имеем результат. Человек, во-первых, идеализирует церковь: церковь святая, и все в ней свято. Если что-то критикуется, это ложь и клевета. Если увидел это своими глазами – это мне показалось, или это был соблазн от бесов, это искушение. И это мгновенно забывается, вытесняется из сознания, тут сила невроза уже помогает защитить свое «я» до идеального «благочестия», скажем так, в кавычках. Потому что мышление блокировано, эмоции блокированы, страхи и чувство вины составляют основное содержание жизни. Причем уже есть привычка считать это нормой, более того, не просто нормой, а поводом для гордости.

Зачастую получается так, что подлинное «я» заменяется невротическим, а образ Бога тоже заменен искаженной подделкой под Бога, и здесь картина духовной жизни уже выглядит так: наше ложное «я» разговаривает с подделкой под Бога, и это мы называем духовной жизнью в неврозе. Выше я говорила, что в неврозе вера невозможна.

Но возможно стремление к Богу, оно не угасает никогда. Иногда оно людей вытаскивает из этого состояния, потому что через все это пробивается: «Боже, мне же плохо», – то есть пробивается напрямую обращение к Господу с искренней просьбой помочь. Иногда бывает, что только Бог и может помочь, а иногда бывает, что могут помочь близкие. Например, если кто-то из ваших близких дошел до такого «идеала псевдоблагочестия», этому человеку можно помочь, но помочь терпением и любовью, чему нас учит не только психология, но и христианство.

Итак, невроз ограничивает человеческое бытие, но невроз можно устранить. Можно помочь человеку его преодолеть, это полностью обратимое состояние. И даже если оно наступило по причине, например, философской интоксикации, это ничуть не делает его менее травматичным, независимо от причин. Защититься мы можем только, во-первых, осознавая и прорабатывая свои самые уязвимые места, те свои травмы, которые в нас еще как-то откликаются болью, во-вторых, хорошо разбираясь, как это все работает.

Как мы можем помочь своему ближнему? Не силой, не агрессией, а терпением и любовью. Потому что человек в этом нашел свое убежище, он не просто так там оказался. Совсем на ровном месте подсадить человеку страхи почти невозможно, но можно зацепиться за те, которые у каждого из нас есть. У каждого из нас есть какие-нибудь страхи.

Наталья Скуратовская

Наталья Скуратовская: Когда с батюшкой мечты неуютно (+видео)

1 комментарий

Добавьте свой
  1. 1
    Мигель

    Статья очень актуальна и достаточно грамотно сформирована. Дающая способность понять причины, человеку со среднем показателем интеллекта. Автор, хорошая работа
    Единственный вопрос по ней: Почему Бог допускает искренно ищущему Его человеку вляпаться в такую соц. систему, одаривающую его страшными психологическими последствиями.
    Я знаю, что оцерковленных людей очень трудно возвращать в реальность..
    Здесь вопрос, наверное, больше стоит в том, что человек, в жалких попытках ищет Бога, тратя годы на пробы и ошибки, а Бог… Бог не тратит и не ищет никого.

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: