ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО НЕВРОЗА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО НЕВРОЗА


#религиозный_невроз #идолопоклонство #религиозное_рабство
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО НЕВРОЗА

Мне кажется, еще один важный момент формирования религиозного невроза, это – формирование ложного образа Бога. Такого критического, карающего, строгого, наказывающего, и очень важный момент.

В принципе, что происходит в неврозе? Почему на самом деле в неврозе невозможно верить в Бога? А потому что невроз – это закрытая система. Человек, движимый своим страхом, либо своим собственным, либо своим, который ему навязали, индоктринировали, не может никому доверять, он не может никому открыться, потому что страшно. И в том числе, не может открыться Богу. А если он Богу не может доверять, уже нет веры. Бог непредсказуемый, Он страшный, потому что Он может … то есть подселяется такая идея, что Бог наказывает, Бог следит за каждым моим поступком, Бог со мной может делать все что угодно. Хуже, Бог может сделать что угодно с моими близкими, убить моих детей…

Допустить, чтобы их убили. Допустить, да. У женщин угроза… В моей личной жизни, у меня была подруга, у нее была очень тяжелая беременность, угроза выкидыша, и она пришла на исповедь. Она была православная, но не воцерковленная, что называется. Ходила в Церковь по зову сердца, по велению души, может десять раз в год, а может двадцать, не больше. И тут такая ситуация, она поняла, что надо исповедаться, причаститься, и вообще походить в храм. Как-то тяжелые эти чувства в душе, страх за своего ребенка будущего преодолеть, и она пошла на исповедь.
Там ей в подробностях рассказали, что поскольку она живет в невенчанном браке, а то естественно, она себя плохо чувствует, ребенок вообще, скорее всего, умрет до родов, а если и родится, то родится калекой. А если калекой не физическим, то непременно моральным и великим грешником. Потому что мало того, что зачала его в блудном сожительстве, ну то есть в обычном светском браке, так еще и на предложение немедленно этот грех покрыть и повенчаться, отвечает, что муж не особо верующий и не согласится, что надо мужа заставить.

Что стоит за всеми культами? Полное неуважение к свободе воли. К чьей бы то ни было. Не только своих прихожан, но и членов их семей. То есть рассуждения в категориях: надо заставить себя, других, все должны, все обязаны. То есть не оставляется выбора ни в чем. И естественно, искаженный образ Бога вообще начинается с искажения своего эмоционального мира.

Когда мы теряем контакт со своими эмоциями, мы не можем чувствовать ни любви, ни благодарности, ни настоящего страха, только невротический. Страха здорового, как предупреждение о реальной опасности. То есть опасность у нас теперь везде, потому что страх у нас теперь постоянно. То есть страх имеет здоровую биологическую основу. Испугаться, это означает, быстро среагировать на опасность, прежде чем мы успеем ее осознать. Мы, например, отпрыгнем от пропасти, не схватим змею, и еще что-нибудь не сделаем. Здесь это уже глубоко противоестественно.

А дальше невротическая система это подменяет, … то есть сначала формируются ложные ожидания. Это к вопросу: «А зачем люди вообще в такой ад приходят?» Это кем надо быть, чтобы прийти, чтобы тебе все время говорили, что ты хуже всех? Научиться за смерть своих детей и всех близких благодарить Бога, научиться за свои естественные желания бесконечно каяться и чувствовать себя виноватым, за сны, за все остальное? Можно подумать, что в такие места собираются одни мазохисты. Вовсе нет.

Людей туда приводят как раз ложные ожидания. Которые находят там отклик. Либо людей, если невроз уже имелся до прихода в Церковь, приходит туда действительно интуитивное ощущение родной обстановки: все как дома, та же система отношений, те же примерно мучения, только теперь это не просто так, а со смыслом. В детстве меня, например, унижали просто так, а теперь я смиряюсь, я побеждаю гордыню, я спасаюсь. Спасибо все унижающим меня, гонящим и оскорбляющим. И точно так же все негативные переживания, они встраиваются в эту благочестивую картину. Религия позволяет это все упаковать в благопристойную и социально одобряемую упаковку. Все хорошо.
Извините, на эту тему хочется рассказать, отвлекшись на секунду от высоких материй, не очень приличный психотерапевтический анекдот. Про то, как человек, страдавший энурезом, был отправлен к психотерапевту. И через месяц, человек, который ему посоветовал этого психотерапевта, говорит: «Ну как, Вася, помогло тебе?» «Да, прекрасно, спасибо, замечательно! Доктор так мне помог, он просто спас, у меня теперь совсем другая жизнь!» «Что, Вася, ты не писаешься?» «Да нет, писаюсь, конечно, но теперь я этим горжусь»

Работает это именно потому, что мы приходим, движимые надеждой, эту надежду у нас подкрепляют, и дальше начинается индоктринация. То есть нам объясняют, что вы получите желаемое при условии: а тут включается те техники контроля сознания, которые мы сейчас разобрали подробнейшим образом, что это главное. То есть, собственно, надо бежать, пока еще здоровое чувство страха не сменилось невротическим. А потом уже разбираться, куда вы попали, что с вами было и не зря ли вы испугались. И потом мы имеем результат. То есть то, что нас в этом среднем квадратике, это внутренний мир, то есть то сознание, которое замещает подлинное «я».

То есть, человек, во-первых, идеализирует Церковь. Церковь святая, и все в ней свято. Если что-то критикуется, это – клевета. Это – ложь и клевета. Если увидел это своими глазами – это мне показалось, или это был соблазн от бесов. Это искушение. И мгновенно это забывается, вытесняется из сознания, собственно говоря, все неврозы вот про это. Помогают защитить свое сознание до «идеального благочестия». Потому что мышление блокировано, эмоции блокированы, страхи и чувство вины составляют основное содержание жизни, причем уже есть привычка считать это нормой, более того, не просто нормой, а «Я этим горжусь, что у меня такая норма» — свидетельство правильности избранного пути.

На богослужениях вообще масса всего другого есть! Есть радость, есть благодарение Богу. Понимаете, просто настолько делается акцент именно на вине, что нам уже кажется, что там ничего другого нет. А там есть масса всего другого. Потому что даже богослужение открывается по-другому, и сразу становится понятно, что в нем есть много прекрасного и радостного, а не только постоянное самобичевание.
То есть у людей внешнее самобичевание соответствует внутреннему. То есть я слышу то, что я чувствую, я чувствую то, что я должен чувствовать. И собственное «я» полностью заменяется невротическим.
Соответственно к этому моменту образ Бога тоже заменен искаженной подделкой под Бога, и здесь картина духовной жизни уже выглядит так: наше ложное «я» разговаривает с подделкой под Бога. И это мы называем духовной жизнью в неврозе.

Почему я говорю, что в неврозе вера невозможна? Возможно стремление к Богу, оно не угасает никогда. Иногда оно вытаскивает из этого состояния, потому что оно через это все пробивается: «Боже ну мне же плохо!» То есть пробивается напрямую обращение к Господу с искренней просьбой помочь. Ну и, собственно говоря, иногда бывает, что только Бог-то и может помочь. А иногда бывает, что близкие могут помочь. И если кто-то из ваших близких дошел уже до такого идеала благочестия с невротическим поддельным «я», этому человеку можно помочь, но помочь с терпением и любовью. Чему нас, опять же, учит христианство.

Наталия Скуратовская
http://predanie.ru/skuratovskaya-nataliya-stanislavovna/book/217668-psihologicheskie-problemy-dushepopecheniya-kak-izbezhat-lovushek-dlya-pastyrey-i-pasomyh/

1 комментарий

Добавьте свой

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: