БУДУЩЕЕ ПРАВДЫ И СВОБОДЫ

БУДУЩЕЕ ПРАВДЫ И СВОБОДЫ


#константинеску #социальные_сети #иррациональное #управление_людьми

БУДУЩЕЕ ПРАВДЫ И СВОБОДЫ

Каким будет будущее у правды и свободы в мире, определенном скандалом Фейсбук — Кембридж Аналитика*? Чтоб понять сегодняшние тенденции развития социальных сетей и особенно их использование политиками, я предлагаю взглянуть в прошлое.

Речь пойдет об эссе Джорджа Оруэлла «Политика и английский язык». В своем эссе Оруэлл показывает, что после второй мировой войны, появилась тенденция к обеднению языка, к сокращению сложных фраз, к простым и стереотипным выражениям. Также он показал существование тенденции удалять из слов их эмоциональную силу, то есть гуманный аспект.
Таким образом, как говорил Оруэлл в 1946 году, можно говорить о людских трагедиях в третьих странах, в которых повинно твое правительство, и при этом у тебя не возникает возмущение, или сочувствие по отношению к жертвам. Что-то вроде того, как говорил Сталин: «Смерть одного человека — это трагедия, смерть одного миллиона людей — это статистика.» Все обезличивается и сводится к статистике, к техническому языку.
Оруэлл считает, что это изменение в языке представляет будущее политики. То есть, последующей тоталитарной властью будет не фашизм, не коммунизм, не возвращение в средневековье. Наступит структура тоталитарной власти, созданная в контексте демократических организаций, в которых граждане уже не будут в состоянии вести диалог о проблемах политики, и как следствие, уже не будут в состоянии самостоятельно рассуждать.

В древней Греции, в Римской империи, и даже в демократических парламентах считалось, что гражданин — это разумный субъект, участвующий в общественных дискуссиях, и принимающий разумные решения. Точно такое же понятие было в рыночной экономике: покупатель — это разумный субъект, принимающий разумные решения, и поэтому продавец, для того чтоб удовлетворить нужды клиента, тоже должен быть разумным игроком.

В новом контексте, показанном Оруэллом, гражданин больше уже  не использует свой разум, и поступает иррационально, и власти остается лишь собрать информацию об иррациональных тенденциях поведения своих граждан и использовать ее. Поэтому власть не нуждается в строгих законах, и может быть, даже не нуждается в полиции. Власти необходимо лишить граждан возможности мыслить, а для этого надо «раздеть слова».

В своем романе «Тысяча девятьсот восемьдесят четвертый»** Оруэлл описывает такую диктатуру, где партия не управляет законами, а управляет гражданами, которым свойственен внутренний вакуум, и где преступлением является попытка наполнить смыслом этот внутренний вакуум и найти смысл в словах и человеческих отношениях.

Из-за этого получили наказание главные герои этого романа, между которыми вспыхнули безобидные отношения влюбленности. Существуют три лозунга, стоящие в основании власти в 1984-м: «Мир значит война, рабство значит свобода, и невежество значит сила.» Если вы не узнаете эти три принципа в действиях власти из нашего времени, — значит вы стали жертвой системы.

Социальные сети спровоцировали прыжок в этой области, этому прыжку предшествовали кино, музыка и искусство последних 10 лет. В фильмах и литературе последних лет явно прослеживается тенденция к обеднению языка и мышления, тенденция к уклончивому новоязу. Как вы, наверное, сами заметили, эта тенденция усугубилась с распространением социальных сетей. Социальные сети стали машиной для одурачивания.

Проблема, которую предвидел Оруэлл, и которую доказывает скандал с Кембридж Аналитика, — это использование политикой этой тенденции. По видимому, тут следует прислушаться к Оруэллу, который сказал, что за этим последует тирания, превосходящая сталинскую и гитлеровскую.

Кембридж Аналитика — это американская фирма, которая основывается на психографической парадигме, разработанной в университете Кембридж. В отличие от классического психоанализа, где психолог, выслушивая клиента, помогал ему освободиться от нерациональных мыслей, раскрыть глаза, Кембридж аналитика идет в противоположном направлении. Ее целью является идентификация нерациональных тенденций, для того чтоб в последствии использовать их в торговле.

Классическая точка зрения в потребительском обществе подразумевает, что покупатель является рациональным субъектом, и производитель должен с этим считаться для удовлетворения нужд потребителя. Новая точка зрения заключается в том, что покупатель — это нерациональный субъект, поэтому реклама должна обращаться к чему-то нерациональному в нем, чтобы он принял нерациональное решение.
Классический пример этого — реклама Мальборо. Ты не станешь стройным мужественным ковбоем, если станешь курить Мальборо, но эта реклама обращается к твоим нерациональным тенденциям, и где-то на подсознании у тебя возникает идея, что если ты куришь Мальборо, то выглядишь мужественно.

Кембридж Аналитика не требует физического присутствия психолога, роль психолога заключается в составлении портфеля необходимой информации, которую надо собрать в базу данных. Эти данные собираются и обрабатываются искусственным интеллектом. Несмотря на то, что машина никогда не сможет понять человека, она в состоянии провести количественный анализ его нерациональных тенденций, сделать предсказания на их основе, а эти предсказания могут быть использованы политической силой, которая обращается к нерациональному.

Например, кто-то закончил философский факультет в университете, эта информация становится базовой в рекрутировании более широкого поля субъектов, это одна переменная. Какие другие переменные должны войти в уравнение? Вторая переменная: является ли субъект интровертом или экстравертом. Допустим, он — интроверт. Третья переменная — это факт покупки футболки, а четвертая — что цвет футболки — синий.
Теперь эти данные можно расширить на больший круг людей, которые попали в капкан, например отвечая на психологический опрос Фейсбука типа «Узнай себя лучше». ВЫ, скорее всего, встречали такие опросы, где надо выставить оценку, 1, 2 или 3, и в конце подводится итог, и выдается результат. На самом деле цель опроса не в том чтоб ты узнал себя лучше, а в том, чтобы они собрали информацию о тебе, составили твой психологический портрет.
Следующий шаг, который ищет машина, это действия на Фейсбуке, в интернете, социальных сетях других субъектов, которые также изучали философию, являются интровертами, и купили синюю футболку. Машина пытается найти другие общие характеристики этих субъектов. Все это делается не для того, чтобы обратиться к рациональным решениям субъекта, а к действиям нерациональным.
Затем принимается решение, на какие лозунги отвечает это цифровое племя. Нас делят на цифровые племена, и эти племена не делятся по своему рациональному пониманию мира, по рациональным предпочтениям, но, напротив, по своим общим иррациональным тенденциям. Если вы увидите свой психологический профиль на Фейсбуке, который вам обещали показать, то вы удивитесь, и скажете: «нет, это не я». Но поверьте, они знают что делают, речь идет не о том, что ты знаешь о себе, а о том, чего ты о себе не знаешь. На основании этого анализа, этой психограммы, делаются предсказания по поводу языка, мемов, лозунгов и обещаний, на которые отреагируют разные цифровые племена. Делаются предсказания по отношению последующих действий людей, и тенденций которые можно использовать.

Мы находимся в «1984»-м в том смысле, что нам не нужны сталинские законы или гестапо. Скорее всего, у власти находится полиция наших мыслей, которую мы себе сами создаем. Мы не понимаем сами себя, а другие понимают наш лучше нас самих, и потому что они понимают нас, они могут нами управлять. Их целью не является демократия, в которой свободные граждане разумно обсуждают лучший путь для республики, их цель — управлять цифровыми племенами посредством магических заклинаний, суеверий, невероятных обещаний, нерациональных страхов или надежд, в желаемом направлении.

Это мир в котором мы сегодня живем. И если Джорж Оруэлл для своего эксперимента использовал свой футуристический роман «1984»-й, я вам предлагаю использовать как лабораторию вашу церковь и проследить, как призыв к здравомыслию в ней не просто игнорируется, а даже криминализируется. На принцип противоречия смотрят, как на преступление мышления.

В романе Оруэлла вся программа по внедрению нового языка и нового мышления в первую очередь была нацелена на то, чтоб у человека больше не было принципа противоречия, то есть, чтоб он больше не замечал противоречий в системе, которую ему предлагают. Более того, его разум должен останавливаться, когда он видит эти противоречия.
Я замечаю это в проповедях и в мышлении верующих. Смотря на современных политиков, которые вместо открытых публичных обсуждений занимаются танцами с бубнами вокруг их электората, в цифровых племенах я замечаю тоже самое: неспособность различать логические несоответствия, и отсутствие инстинкта остановиться, когда люди близки к открытию этих противоречий.

Программа превзошла все ожидания Джорджа Оруэлла, мы находимся в «1984-м», и я приветствую вас этими тремя лозунгами: «Война это мир, рабство это свобода, невежество это сила».

Пастор Эдмонд Константинеску

https://youtu.be/1-aiaBzBbwg
Перевод с румынского: Игорь Белый
*https://strana.ua/news/131072-facebook-i-cambridge-analytica-chto-izvestno-o-krupnejshej-utechke-personalnykh-dannykh.html
** https://ru.wikiquote.org/wiki/1984_(роман)

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: