АНТИ-ИУДА
АНТИ-ИУДА
Евангелие от Иоанна намного ближе к евангелию от Марка, чем произведения Матфея и Луки. Иоанн не только не добавляет к Марку какие-то особые эпизоды, он намного бережнее Матфея и Луки сохраняет композицию Марка. Его легче «синхронизировать» — «синоптизировать» — с Марком, чем тексты Матфея и Луки.
Откуда же впечатление, что оно резко отличается, что Марк, Матфей и Лука — одна подгруппа, «синоптики», а Иоанн стоит особняком?
Иоанн добавил в композицию Марка десять речей. Очень больших речей, в которых «тонет» основа от Марка. Если эти речи вычеркнуть — будет хорошо знакомое произведение Марка.
Иоанн добавил в композицию Марка десять речей. Очень больших речей, в которых «тонет» основа от Марка. Если эти речи вычеркнуть — будет хорошо знакомое произведение Марка.
В чем смысл дополнения? Есть ли у Иоанна одна главная — дополнительная к Марку — тема?
Да.
Да.
Предательство.
Предательство Иуды — и потенциальное предательство любого христианина — вот что мучало Иоанна.
Предательство Иуды — это предательство Отца сыном. Иуда ведь был «рожден от Духа», стал «младенчиком Божьим» (есть у Иоанна такое своеобразное выражение).
Предательство Иуды — это предательство Отца сыном. Иуда ведь был «рожден от Духа», стал «младенчиком Божьим» (есть у Иоанна такое своеобразное выражение).
Иуда оказывается зеркальным отражением Иисуса. Иисус — Сын, верный Отцу до смерти, Иуда — сын, изменивший Отцу.
Мог Иуда не предать?
Мог Иуда не предать?
Да, конечно. Чтобы это показать, Иоанн очень расширяет рассказ Марка об Иоанне Предтече. Собственно, первая глава Евангелия от Иоанна, первая дополнительная речь — не Иисуса, а автора евангелия — вся о Предтече. Он исполняет волю Божию — быть свидетелем Иисуса.
Иуда показал Иисуса палачам, Иоанн показал Иисуса Израилю (Ио 1:31).
Иуда показал Иисуса палачам, Иоанн показал Иисуса Израилю (Ио 1:31).
Иуда указал на Иисуса, чтобы Иисуса уничтожили. Иоанн указал на Иисуса, чтобы за Иисусом следовали.
Иуда поцеловал в щеку того, Кто заповедовал подставлять щеку врагу. Иоанн не отказывал в слове Божьем даже Ироду.
Иуда и Иоанн погибли оба, но Иуда погиб бессмысленно, гибель Иоанна стала торжеством смысла над бессмысленностью зла.
Яков Кротов
Иллюстрация: Шартрское евангелие, 9 век. Сюжет, любимый порнографами Средневековья — возможность нарисовать эротический танец.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой